Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов ние к такой специфической хозяйственной деятельности саамов, как оленеводство: Олененок бежит за матерью до тех пор, пока у нее есть молоко; Оленя выбирают не по р о ­ гам; Если волк начал в стадо бегать, оленям пришел конец. Эти пословицы отражают этнографическую самобыт­ ность саамов, в основе которой лежит оленеводство [2, с. 46]. Ещё в XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мел­ ких животных, птиц. Своеобразный тип хозяйства российских саамов свя­ зан с сезонными перекочевками и уникальной социальной организацией, так называемым сыййтом, когда собрание старших или глав семей контролировало охотничьи и рыбо­ ловные угодья семей. Цикл кочевания зависел от местного ландшафта, времени года и от биологических особенностей поведения оленей, рыб, птиц и зверей. «Потому кочующие, что лопарь живет по рыбе и по оленю. В жаркое время олень от комара подвигается к океану. Лопарь - за ним» [4, с. 41]. 6 пословиц связаны с рыболовными промыслами: В сухую сеть ры ба не попадется; В голове семги больше еды, чем у бедняка в запасе; Я не рыба, которую ты используешь в качестве наживки; Сеть свою ры б у найдет ; Сеть на ве ­ шалах ничего не поймает ; В тихом омуте м но го червячков. 5 пословиц отражают связь с охотничьей деятельностью саами: По проторенному пути (по лыж ном у следу) легко идти; Плохо, когда следы пахнут; Л учш е куропат ка в руках, чем медведь в лесу; Л учш е сухожилие во рт у, чем жирный кусок в лесу; К хорош ему руж ью добыча сама придет. Данные пословицы связаны с традиционными видами деятельности коренного малочисленного народа: на Коль­ 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz