Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов Тем не менее атрибуция саамской культуры не носит абсолютного характера в трудах этнографов, т.е. ее нельзя считать универсальной, проявляющейся всегда и при всех обстоятельствах. Тацит отмечает, что сами лопари воспринимают свою культуру иначе: «Они считают себя счастливее тех, которые вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за свое имущество и жаждою чужого добра. Не боясь ни несправедливости людей, ни гнева богов, они достигли то­ го, что более всего трудно: им ничего не нужно желать»19. В этнографической литературе XIX в. также встреча­ ются замечания о том, что саамы довольны своей жизнью: «Что может быть лучше свободы, шири в тундре и шума в ле­ сах, жизни в незаменимой веже или тупе? Что может быть приятнее и здоровее ежедневной пищи из свежей вкусной рыбы: форели, кумжи, хариусов, семги, сигов и проч.? Что может быть веселее той морозной вьюги, когда по гладкой снеговой равнине вихрем несешься в своей кережке, запря­ женной четверкою сильных рослых быков-оленей, в свою ту- пу, к своей семье, где находишь у разведенного костра испе­ ченную свежую оленину? Нет, мы не сравним нашу приволь­ ную жизнь с приневольною жизнью в городах: нам вежа, тупа —лучше всякаго каменного дома» . Наконец, можно встре­ тить и совершенно противоположную оценку культуры ко­ ренного народа Севера: «С точки зрения практической, могу смело заявить, что присутствие лопарей на Севере крайне не­ обходимо. Необходимо потому, что мы, европейцы, заселяя '9Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 37. 20Энгельгардт А.П. Русский Север. С. 66. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz