Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов этот истый сын северной тундры рыскает день и ночь, ища себе добычи, ловя оленей, ставя силки и добывая рыбу. Но отойдет скорбный час - и нужда забыта. Лопарь, как и вся кий номад, не заботится о будущем и опять ложится до но вого черного дня. В кейфе и сне проходят три четверти его жизни. Растительная форма этой последней берет в нем пе ревес над жизнью животною и тем более жизнью разумного существа»17. Практичность, целесообразность, необходимые при полукочевом образе жизни: минимальное количество вещей, необходимых для жизни в тундре, для перекочевок - вызы вали осуждение этнографов и объяснялись нищетой саамов. Пример такой атрибуции встречается даже в труде этногра фа к. XIX в. Н.Н. Харузина, на что обратил внимание В.В. Чарнолуский: «В заключение он пишет: «И бьется пока лопарь из всех сил... пока не придет ему помощь извне, ко торая укажет ему пути, как освободиться из-под тяжелой ка балы, не принудит его вести более правильно свои зверо ловные и рыболовные промыслы, не даст ему возможности покинуть свой полукочевой, вредно отражающийся во всех отношениях на лопаре, быт и перейти к полной оседлости, при которой он лишь может отдохнуть от своих вековых u 18 страданий» . Осуждая неправильное ведение традиционных промыслов - оленеводства, рыболовства и охоты, этнографы не брали во внимание того, что саамы испокон веков выжи вали именно за счет такого ведения хозяйства. |7Елисеев А.В. По белу свету. Очерки и картины из путешествий по трем частям стараго света доктора А.В. Елисеева. СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1895. С. 77. 18Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 39. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz