Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов и леса; паси оленей - где знаешь, лови рыбу - где хочешь, промышляй зверей и птиц - безпрепятственно, на простран стве многих миллионов десятин свободных казенных зе мель, - только сам, конечно, не плошай»14. Управляющий государственными имуществами Архангельской губернии С.П. Гоппен дает неоднозначную оценку жизни лопарей: «Жизнь лопаря крайне непривлекательна, жалка, убога, не удобна и скучна. Между тем, есть лопари, которые богаты, имеют в банке наличными деньгами по нескольку тысяч рублей и владеют большими стадами оленей. Такие лопари могли бы прожить с удобством, где им удобно»15. Ленью объяснялся и способ ведения оленеводства. «К сожалению, лопари плохие хозяева: они не заботятся о раз множении своих стад и об извлечении из оленеводства вы год про запас. Оленеводство не составляет у них предмета постоянного промысла; они держат оленей только в том ко личестве, сколько им нужно для домашнего обихода, т.е. для пищи, одежды и переездов... Между тем, оленеводство мог ло бы составить предмет настолько выгодного промысла, что он один дал бы лопарям возможность обезпеченнаго существования»16. В некоторых случаях интерпретация поведения саамов доходила до абсурда: «Немного я пожил среди лопарей, но и того было довольно, чтобы составить себе понятие об этом любопытном народе севера...<> Свернувшись, он (лопарь - В.Б.) лежит в своем углу, как медведь в берлоге, и спит или кейфует, будь то ночь или день. А если приспичит нужда, то 14Энгельгардт А.П. Русский Север. С. 66. 15Там же. 16Там же. С. 67. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz