Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов саамов отличает их не только от европейских соседей, но и от народов Зауралья (самодийцев, обских угров), сходных с саамами по условиям жизни. Так, например, в общественной жизни саамов вплоть до начала XX в. сохранялись пережит­ ки первобытнообщинного строя . С атрибуцией саамской культуры мы встречаемся еще в описании Тацита, известного римского писателя I в.н.э., который одним из первых обратил внимание на уникаль­ ность культуры лопарей. По мнению Тацита, лопари дики и испытывают крайнюю степень бедности, такие выводы он делает из того, что «лопари не имеют ни оружия, ни лоша­ дей, ни домов» (хотя оружием лопарей были стрелы и нож, необходимости в лошадях у них не было, так как их заменя­ ли олени - более приспособленные к жизни в тундре живот­ ные, а вместо домов в привычном для европейского челове­ ка смысле у саамов существовало три вида жилищ, которы­ ми они попеременно и пользовались: вежа, тупа и кувакса). Замечание Тацита о том, что «трава - их пища, шкура - оде­ жда и земля - постель», не имеет под собой достаточного основания, так как известо, что саамы питались рыбой, оленьим мясом, притом не нуждались в этом, так как заго­ тавливали себе пропитания столько, сколько было нужно. Показателем бедности, по мнению Тацита, служит и сле­ дующий факт: «Вся их защита - стрелы, заостренные, по не­ достатку железа, костями». Однако из истории известно, что именно этого вида оружия было достаточно, чтобы лопари, меткие и ловкие охотники, добывали себе пропитание и могли защитить себя в случае нападения врага. «Дети не 5Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972. С. 255,256. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz