Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов В Музее саамской литературы и письменности им. О. Вороновой хранятся размышления первой саамской поэтес­ сы, собиравшей фольклор родного народа, о саамских песнях. О. Воронова отмечала, что больше всего сохранилось в наро­ де эпических песен-луввьт. Свадебные обрядовые песни у саамов исполнялись всегда посаженым дядькой с хорошим, громким голосом. Он пел о веселой жизни невесты в девиче­ стве и о том, что после замужества жизнь ее изменится. Луввьт-причитания исполнялись плакальщицами, которые жалобно обращались к усопшему и говорили с ним, как с жи­ вым, сожалея о его безвременной кончине. Бытовые песни исполнялись, как правило, за работой, в них припевом были слова «накку-накку-накку я». Если пел оленевод о своем пас­ тушьем труде, он вставлял «гул-ла-гулла-, гул-лу-гулла-а-а-а». В этом припеве слышался звук колокольчика или звук бубна. А в луввьт об «Олене-человеке» был другой рефрен - «иштар 318 пыштар кошкарам» . Праздничные песни саамами исполня­ лись в веселом игриво-шутливом тоне и напоминали русские частушки. Единственными песнями, лишенными импровиза­ ции, были магические песни-заклинания. Песни саамов подражательны, имитируют различные крики птиц и зверей, звуки природы. Музыкальная культура саамов, самобытная и уникальная, является одной из древ­ нейших культур северных народов. Она связана с наскаль­ ными рисунками эпохи неолита. Животные, птицы и люди, изображенные на них, служат основой для музыкальной се­ 316Керт Г.М. Словарь саамско-русский и русско-саамский. С. 52. По данным информантов, с которыми работал автор во время своих экспедиций. См. об этом: Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов... С. 353. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz