Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов ские песни, песни оленьих пастухов, песни различных ви ­ дов колхозного труда309. Ведущей в саамском песенном творчестве выступает тема труда. Тематически трудовые песни можно классифи­ цировать следующим образом: песни кочевья, пастухов- оленеводов, рыбаков, дорожные, обозные, исполняющиеся во время домашней работы310. В пастушьих песнях рассказывается о труде пастухов- оленеводов, выпасе оленей, воспевается их стремительный бег. В песнях рыбаков - о ловле неводом семги, о рыболов­ ном промысле в Баренцевом море. Бытовые песни проникну­ ты глубоким лиризмом, шуточные имеют сатирический отте­ нок, «личные песни» содержат музыкальную характеристику конкретных лиц. «Талант песенной импровизации является национальной чертой и проявляется довольно рано. Дети, подростки также поют о том, что их окружает, что наиболее актуально в данный момент. Для саамов песня - это дума вслух, разговор с самим собой». Создание саамских песен, их своеобразие связаны с образом жизни тундрового народа: частыми перекочевками, во время которых приходилось бы­ вать в одиночестве. Песни сопровождали любые трудовые действия саамов, пели их и женщины, и мужчины311. Женщины саами поют главным образом в процессе ручной выделки оленьих шкур и во время шитья обуви и одежды из оленьих шкур, кроме того, на свадьбах и некото­ рых семейных праздниках. Довольно значительный процент саамской лирики составляют песни, воспевающие отдельных 309Травина И.К. Саамские народные песни. С. 140-141. зшБеляева Л.С. Саамская этнопедагогика. С. 39. 31'Там же. С. 37-42. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz