Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов жанрам (И.К. Травина), указывали на воспитательные воз­ можности (JI.C. Беляева)305. Исследователь саамских песен И.К. Травина отметила две особенности этого жанра фольклора: графичность (рису- ночность) и красочность. «Первое из этих качеств заставляет вспомнить искусство резьбы по дереву или кости, широко распространенное у народов Севера, второе ассоциируется с цветовой гаммой северного сияния. То и другое вместе соз­ дают тот неповторимый колорит, который был метко назван В. Данкертом «картинной» музыкой саами»306. И.К. Травина отмечает, что саамские народные песни исполняются обыч­ но в очень быстром темпе: «В них ярко выражена стихия движения - бег оленей, колебание волн, движение иглы в руках шьющего. Характерной чертой саамских народных песен служит наличие в них лейтмотивов. Лейтмотивы - это музыкальные символы-рисунки гор, рек, озёр и т.д., к ним же относятся темы тундры, бега оленей, оленей-быков, че- ЧП7 ловека, ловли рыбы» . Единой классификации саамских песен нет. Так, Л.С. Беляева выделяет следующие жанры: трудовые, ис­ торические, бытовые, шуточные, личные308. Исследова­ тель И.К. Травина - песни оленеводов, песни рыбаков, песни домашнего труда, колыбельные, свадебные, лириче­ 305См. об этом: Черненкова Л.И. Песенные традиции ловозерских саамов Мурманской области // III Масловские чтения: Материалы регио­ нальной научно-практической и литературно-художественной конфе­ ренции памяти B.C. Маслова. Мурманск: МГПУ, 2005. С. 210-212. ’Травина И.К. Саамские народные песни. М.: Советский компози­ тор, 1987. С. 5. 307Там же. С. 144. 308Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика. С. 39. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz