Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов ню, сложенную в честь ее. Песня эта была чрезвычайно ори­ гинальна: девушка чествовалась в ней, как «белая важенка». Важенка - по лопарски алтт, самка оленя на пятом году. Го- ворилось, что у нее после замужества будет много вуазыт (телят) и все белые, что ее кунбас или кондас (олень, самец) V- 303 должен гордиться такою красавицеи»" . На особенность саамских песен - импровизацию об­ ращал внимание В.К. Алымов: «У лопарей нет таких песен, которые бы пелись во всей Лапландии. Каждый лопарь со­ чиняет песню во время пения или перед тем, как хочет петь. Песни у них самые простые и по всякому случаю. Поехал лопарь в лес за дровами и запел песню о том, как он едет, как бегут олени, какой олень у него хороший, какой непо­ слушный. Дальше запоет о том, как будет рубить дрова, как привезет их домой. Встретится по дороге пасущийся олень - запоет о том, как пасется олень. Так поют многие народы - те, о которых обыкновенно говорят, что они стоят на низ- 304 ших ступенях культуры»' . Научное изучение музыкального фольклора кольских саамов относится к XX в. Впервые его исследовал в 1937 г. М.И. Чулаки, спустя 10 лет исследования саамского фольк­ лора продолжили В.В. Сенкевич-Гудкова, И. Богданов, Я. Сарв, И.К. Травина. Саамскую песню анализировали с точки зрения импровизации, разновидности, структуры музыки и поэтического текста (М.И. Чулаки), жанровых признаков (В.В. Сенкевич-Гудкова), открывали для слушателей красо­ ту ее звучания (И. Богданов, Я. Сарв), классифицировали по 3<вНемирович-Данченко В.И. Страна холода. С. 208. 304Алымов В. Лопари. С. 53. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz