Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов них отсутствие художественных образов, ученый говорит об архаичности их формы и содержания: «Они уводят нас в ис­ токи человеческой песни вообще, когда пение, наряду с функциями увеселения и выражения половой силы, играло религиозно-магическую и хозяйственно-организующую роль»298. Сохранились ценные замечания о месте исполнения саамских песен: «Лопарь любит петь и поёт почти всегда, где только ему не мешает работа или суеверный страх пе­ ред божеством. Никогда не запоёт лопарь в лесу, где Мец- хозяин299 требует тишины, не запоёт он никогда проходя или проезжая мимо древнего, ныне уже брошенного капи­ ща . Но при рыбной ловле, при охоте, при домашней ра- 301 боте, в кегорах , во время своих путешествий он любит 302 петь и поет» . «Зимою на посидках (употребляя более подходящее русское слово) туломская и сонгельская молодежь поет лю­ бовные песни, каждый своей девушке. Песни эти иногда им­ провизируются на месте. В том и состоит искусство лучших певцов. В последнее время в обычай стали входить мотивы русских песен. Прежде были свои: старухи их и до сих пор помнят. Я слышал один мотив - такой же, как и все лопар­ ские - однообразный, гортанный. В одном «кентище» при­ шлось мне встретить старую лопарку, которая помнила пес­ 298Волков Н.Н. Российские саамы. С. 67. 299Мец-хозяин - мифологический персонаж, хозяин леса, лесной Дух. Капище - святилище, культовое место, возле которого проводи­ лись обряды. 30|Кегоры - (саамское) оленье пастбище. 302Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 376. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz