Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов Таким образом складывался стереотип восприятия са­ амских песен. И только со временем исследователи стали понимать, что к фольклорным произведениям саамов нельзя 293 подходить с русскими фольклорными образцами . «У ло­ парей не только не отсутствует музыка, но этот немногочис­ ленный народ обладает своей оригинальной музыкой, в высшей степени характерной и своеобразной»294. «Мы име­ ем тут дело с очень древней музыкой»295. До революции научного изучения саамского фолькло­ ра не велось. Внимания заслуживает работа Н.Н. Харузина «Русские лопари» (1890), в которой отдельная глава посвя­ щена саамскому фольклору. Песни вместе с бывалыцинами Н.Н. Харузин относит к современному эпосу, а различие их видит лишь в том, что «песня поется, а бывальщина сказы­ вается». По мнению ученого, лирические песни принадле­ жат авторству одного лица, недолговечны, пропадают вме­ сте со смертью автора или переходят в эпос296. Содержанием песни всегда является бывший в действительности факт, воспроизведенный подробно и точно. Этнограф выделяет в песенном творчестве саамов песни эпические, их поет саам без каких-либо чувств, «объективно», как бы со стороны. Лирических песен сравнительно мало, это в основном песни о любви парня и девушки. К основным фольклорным жанрам саамской устной народной поэзии относит песни и Н.Н. Волков297. Отмечая в 293Львов В.Н. Русская Лапландия и русские лопари. С. 81. 294Визе В.Ю. Лопарская музыка. С. 485. :9SТам же. С. 486. 29бХарузин Н.Н. Русские лопари. С. 375-378. 297Волков Н.Н. Российские саамы. С. 60. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz