Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов вание воды в ручье, тихое журчание потока»" . «Лопарка, сидевшая против меня за вёслами, запела, сначала тихо, про себя, а потом и громче... Звуки были чрезвычайно ориги­ нальные. Гортанные, тихие, но в высшей степени монотон­ ные, они не лишены были своеобразной прелести»290. О своеобразии манеры пения саамов писал В.Ю. Визе: «Прежде всего, в пении лопарей обращает на себя внимание вибрация, которой они поют каждую ноту. Эта вибрация на­ столько сильна, что иногда бывает трудно уловить опреде­ ленный тон: звук все время как бы качается вверх и вниз, за­ девая соседние полутоны. Вторым характерным свойством лопарского пения является постоянная смена тона грудных звуков горловыми; получается впечатление, как будто по­ ющий лопарь все время “срывается”». Еще одной характер­ ной деталью саамского пения является вставка слогов «лы- лы-лы». Ученый отмечает, что хорового пения у саамов не было, а только исключительно сольное291. Воспоминания этнографов иногда расходятся: «Непременной принадлеж­ ностью всякого напева являются всякие вставки вроде «ла, ла, ла» или «го, го, го», которые с особенным усердием вы­ делываются лопарём или лопаркой слегка гортанным или носовым акцентом. Каждая песнь ужасно растягивается бла­ годаря именно этим вставкам, так что записывать приходи­ лось по кусочкам. Петь могли вдвоём в унисон или несколь­ ко человек»292. "89Немирович-Данченко В.И. Лапландия и лапландцы. С. 213. “90Немирович-Данченко В.И. Страна холода. Виденное и слышан­ ное, 1877. С. 197. 2ч|Визе В.Ю. Лопарская музыка. С. 483. ~92Ященко А. Несколько слов о Русской Лапландии. С. 26. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz