Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов вание воды в ручье, тихое журчание потока»" . «Лопарка, сидевшая против меня за вёслами, запела, сначала тихо, про себя, а потом и громче... Звуки были чрезвычайно ориги нальные. Гортанные, тихие, но в высшей степени монотон ные, они не лишены были своеобразной прелести»290. О своеобразии манеры пения саамов писал В.Ю. Визе: «Прежде всего, в пении лопарей обращает на себя внимание вибрация, которой они поют каждую ноту. Эта вибрация на столько сильна, что иногда бывает трудно уловить опреде ленный тон: звук все время как бы качается вверх и вниз, за девая соседние полутоны. Вторым характерным свойством лопарского пения является постоянная смена тона грудных звуков горловыми; получается впечатление, как будто по ющий лопарь все время “срывается”». Еще одной характер ной деталью саамского пения является вставка слогов «лы- лы-лы». Ученый отмечает, что хорового пения у саамов не было, а только исключительно сольное291. Воспоминания этнографов иногда расходятся: «Непременной принадлеж ностью всякого напева являются всякие вставки вроде «ла, ла, ла» или «го, го, го», которые с особенным усердием вы делываются лопарём или лопаркой слегка гортанным или носовым акцентом. Каждая песнь ужасно растягивается бла годаря именно этим вставкам, так что записывать приходи лось по кусочкам. Петь могли вдвоём в унисон или несколь ко человек»292. "89Немирович-Данченко В.И. Лапландия и лапландцы. С. 213. “90Немирович-Данченко В.И. Страна холода. Виденное и слышан ное, 1877. С. 197. 2ч|Визе В.Ю. Лопарская музыка. С. 483. ~92Ященко А. Несколько слов о Русской Лапландии. С. 26. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz