Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов веста - так в каком платье. Вот мы теперь едем, он и запоет: 287 «Едем, едем»" . «Тяжелый бесконечный труд не часто сопровождается у лопаря песней. Лопарь в своей песне может рассказать лишь о том, что происходит с ним в жизни: ловит рыбу - споет в песне о том, что попалась ему жирная семга, и ему хорошо, что она попалась; охотится - споет об удачной охо­ те; выходит девушка замуж - в песне споет, что она выхо­ дит; поймали дикого ирваса (молодого самца) - споют про то, как поймали. Бесконечно может повторять лопарь такую свою песню: ей нет конца. Но есть у него и другие песни, которые сложены давно, передаваемые из рода в род. В этих песнях отражается прекрасная и суровая родина лопарей - Лапландия, ее озера, звери, птицы. Такова песня о лебеде, разлюбившем свою лебедку. Но такие песни редки. Обыч­ ная, будничная лопарская песня заунывна и тосклива до од­ нообразия, однообразна до скуки. Эти бесконечные, однооб­ разные песни почти без содержания, унылые и медленно тя­ гучие, рождены бесконечной тяготой и тоской лопарского житья. Каков народ - такова песня; какова народная доля - 288 такова народная песня» . Объясняя однообразие саамских мотивов влиянием окружающей природы, В.И. Немирович-Данченко сделал ценные замечания о музыкальности песен саамов: «Напев их представляет постоянное повышение и понижение тона на терцию. Лопарская песня чрезвычайно напоминает перели­ ~87Пришвин М.М. За волшебным колобком: Из записок на Крайнем Севере России и Норвегии // Собрание сочинений: В 8 т. М.: Художест­ венная литература, 1982. Т.1. С. 252. 288Дурылин С. За полуденным солнцем. С. 75, 77. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz