Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Для сказок сборника «Подарок чайки» характерно смешение не­ скольких сюжетов как внутри одной группы, так и между группами, что является характерной особенностью саамского фольклора. Так, в основе мифологической сказки «Прародитель Мяндаш» лежат как минимум пять сюжетов: мифы о сотворении Земли, сватовстве Солнца, рождении Мяндаша, женитьбе Мяндаша на саамской девушке, о появлении человека. Сочетание сюжетов внутри одной группы можно наблюдать и в фольклор­ ных сказках: о чудесном и долгожданном рождении детей и о злых и доб­ рых нойдах в «Нийте Воаця - Девочке-Варежке» и в «Подарке чайки»; о бедном и богатом лопине и о любви женщины-мыши и лопина в «Счастье дочери Мышиного короля». В сказке «Как Сирьке жену себе добывал» явно прослеживаются ми­ фологический сюжет о происхождении земного рельефа и фольклорный о злых и добрых нойдах. В «Сказке о том, как гора Карнасурт название свое получила» - мифологический сюжет о происхождении названия горы и героический о борьбе с врагом - чудью. Н. Большакова заимствует мотивы саамского фольклора, одним из которых является мотив окаменения. Так, в «Сказке о том, как гора Карна­ сурт название свое получила» ворон превращается в каменную гору, в основе сказки «Как Сирьке жену себе добывал» лежит легенда о Куйве1, окаменевшем предводителе чуди2, в сказке «Как нойд Леффьк нойда Мо- аксана победил» говорится о превращении колдуна-нойда в сейда3. Мне­ ния о сейдах были противоречивы: одни под сейдом подразумевали злого духа, другие - духа предка, третьи - окаменевшего нойда. К сейдам саамы в древности относились с суеверным страхом, верили в их чудодействен­ ную силу. Сейд мог делать людям добро или зло, поэтому его надо было задабривать - приносить жертвы: «Подошел Леффьк к сейду, положил пе­ ред ним подношения и стал просить удачи в рыбной ловле и охоте» («Как нойд Леффьк нойда Моаксана победил»). Предания о сейдах сохранили анимистические верования саамов. В.К. Алымов, исследователь быта са­ амов, отмечал, что многие камни были живыми в представлении древних саамских охотников [59, с. 6]: «Сейд, как и человек, нуждается в пище, внимании и без всего этого может потерять свои волшебные свойства» 1Куйва - наскальное изображение саамского Бога. 2Чудь - враг. 3Сейд - священный камень. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz