Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
- о происхождении человека («Прародитель-Мяндаш», «Как Мяндаш-пырре из охотников-саамов пастухов сделал», «Сказка о том, как земля у саамов рост забрала»); - топонимические («Сказка о том, как гора Карнасурт название свое получила», «Почему озеро Сейдозером называться стало», «Сказка о жи вой и мертвой воде»); - о происхождении природных явлений («Как ягоды в тундре полу чили свои цвета», «Тирьмесь-юккс (Радуга)»); - о происхождении земного рельефа («Как Аййк - Бог грома зло наказал, или почему озеро Ловозеро имеет столько островов», «Как Сирьке жену себе добывал», «Как нойд Леффьк нойда Моаксана победил, или по чему озеро Сейдозером называться стало»). К фольклорным сюжетам сказок относятся сюжеты о нойдах («Куть- кхемь-бессердечный», «Нойд-роаввк», «Сказка о живой и мертвой воде», «Как Сирьке жену себе добывал», «Подарок чайки», «Нийта Воаця - Де вочка-Варежка», «Сказка о том, как Уммьп-Явьресьт поселился фиолето вый колдун и сгубил озеро», «Нойд-роаввк», «Как нойд Леффьк нойда Мо аксана победил»); о жадном и нежадном лопине («Дух Матери-Земли»); о бедном и богатом лопине (Счастье дочери Мышиного короля; о чудесном (долгожданном) рождении детей («Подарок чайки», «Нийта Воаця - Де- вочка-Варежка»). Сюжеты, в которых прослеживается влияние героико-исторических народных сказок: - о борьбе с врагом («Как Мяндаш-пырре из охотников-саамов пас тухов сделал», «Как самь оллмэ Куйву победили», «Сказка о том, как гора Карнасурт название свое получила», «Сказка о том, как земля у саамов рост забрала»). К сюжетам произведений второго уровня относятся авторские сюже ты сказок о любви деревьев друг к другу («Шурр Кабперь любовь»); о любви женщины-мыши и лопина («Счастье дочери Мышиного короля»); о любви саамской девушки и вождя норгов («Сказка о любви»); о предна значении человека («Как Пудзэ-Вилльй оллмэ искал», «Два пути»); о судь бе первой саамской поэтессы (сказка-метафора «Сказ об Октябрине, побе дившей змея о четырех головах»); о наказании за непослушание («Как Дух Тундры ослушницу наказал»); о вразумлении саамских женок («Как Им- мель-Айя вразумил женок-лопинок»). 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz