Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

творчестве, в первых ее сказках, сразу же чувствуется щедрость души, непосредственное внутреннее влечение к добру» [7, с. 119]. В 2004 году сборник «Подарок чайки» (26 сказок) вышел в переводе Александры Ан­ тоновой на саамском языке (кильдинском диалекте) и получил саамское название «Кайелайхь». В книге представлены сказки разных жанров: от мифологической о сотворении мира до сказки-метафоры о судьбе первой саамской поэтессы и философской о предназначении человека. Исходя из того, что литератур­ ная сказка как авторское произведение имеет ряд особенностей, нехарак­ терных для фольклора, в числе которых - индивидуальная смысловая нагрузка, созданная конкретным писателем, предполагаем возможным предложить следующую классификацию сказок сборника по степени осво­ ения мифологических и фольклорных традиций: 1. Произведения так называемого «первого уровня», в которых «фольклорные элементы не подвергаются каким бы то ни было трансфор­ мациям, у них отсутствуют вторичные смысловые образования» [101, с. 82]: - мифологические сказки — лувып (этиологические, используются сюжеты и мотивы саамской мифологии); - героико-исторические сказки - сакки (патриотические, о вражеских нашествиях); - фольклорные сказки - майнс (аксиологические, сказки различного содержания, героями которых являются саамские фольклорные персонажи, выполняющие традиционную в саамском фольклоре функцию; использу­ ются мотивы саамского фольклора). 2. К произведениям «второго уровня», на котором «происходит за­ мена генетической преемственности на творческое заимствование при до­ минировании различного рода трансформаций фольклорных явлений: идейных, сюжетно-композиционных и других» [101, с. 82], относим ори­ гинальные сказки - майнс (сюжеты и отдельные персонажи - плод автор­ ской фантазии, функция персонажей нетрадиционна для саамского фольк­ лора, однако мотивы и детали писатель берет из фольклора). Сюжеты произведений первого уровня, в которых значительно влия­ ние мифологии: - о происхождении и устройстве мира («Прародитель-Мяндаш», «Судьба, выпрошенная у Иммьлесьт-Бога»); 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz