Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Формирование взглядов писателя происходило в основном в саам­ ской среде. «Живая эпическая традиция», в которой выросла Н. Большако­ ва, - это духовная близость к бабушке саами, общение с ней во время ка­ никул, поездки в саамское село Ловозеро и к озеру Ловозеро, на Сейдозеро - место легенд и поклонения саамов в прошлом. Все это сформировало мировоззрение будущего писателя. Через бабушку происходило познание самобытной и во многом загадочной культуры саамов, их обычаев, быта, ценностей. Бабушка передала саамское мироощущение, любовь к народ­ ным сказкам и песням, заряд любви ко всему живому, научила бережно, с уважением относиться к саамским поверьям, понимать природу родного края. На всю жизнь запомнила Надежда ее слова: «Земля - мать родная. Землю пожалеешь - станешь мудрей. Воду чти, без воды человек что пень сухой. Воду испьёшь1 - молодость вернешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь - умной станешь!» [30]. В 1996-м году Н. Большакова заявила о себе сказочной прозой - вы­ шедшими отдельно книгами «Приключения мышонка Удлесь Кебпля» и циклом сказок «Подарок чайки», в которых прослеживается влияние фоль­ клорных и мифологических традиций. Сказка, давшая название сборнику «Подарок чайки», приснилась ей во сне. «Все действия происходили со мной, лишь в конце откуда-то взяв­ шийся голос произнес: «Это новый сюжет твоей сказки», —вспоминает она [7, с. 119]. Предисловие к книге сказок написал мурманский поэт Виктор Ти­ мофеев, который почувствовал в Надежде скрытые силы и оценил ее ори­ гинальный дар сказочницы. С его легкой руки Н. Большакову стали назы­ вать «духовной дочерью» Октябрины Вороновой, первой саамской поэтес­ сы. Уже тогда Виктор Тимофеев обратил внимание на «увлеченность мно­ гим» Надежды, на ее неуемную фантазию, «страстное желание зачерпнуть, испить из духовных родников тундрового народа бесценные духовные зерна», поделиться художественными озарениями и заповедями предков с читателями, и именно он дал ей как писателю высокую оценку: «Чуткий художник, бережно принимающий и продолжающий народную традицию» [26, с. 4]. Виталий Семенович Маслов, в то время секретарь Мурманской писательской организации, писал: «Вот она —ее книга изначальная: «По­ дарок чайки». Обозначено: «Сказки». А сказки ли это?» [7, с. 119]. Оценил первый труд Большаковой и мурманский поэт Викдан Синицын: «В своем 1Орфография автора. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz