Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Формирование взглядов писателя происходило в основном в саам ской среде. «Живая эпическая традиция», в которой выросла Н. Большако ва, - это духовная близость к бабушке саами, общение с ней во время ка никул, поездки в саамское село Ловозеро и к озеру Ловозеро, на Сейдозеро - место легенд и поклонения саамов в прошлом. Все это сформировало мировоззрение будущего писателя. Через бабушку происходило познание самобытной и во многом загадочной культуры саамов, их обычаев, быта, ценностей. Бабушка передала саамское мироощущение, любовь к народ ным сказкам и песням, заряд любви ко всему живому, научила бережно, с уважением относиться к саамским поверьям, понимать природу родного края. На всю жизнь запомнила Надежда ее слова: «Земля - мать родная. Землю пожалеешь - станешь мудрей. Воду чти, без воды человек что пень сухой. Воду испьёшь1 - молодость вернешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь - умной станешь!» [30]. В 1996-м году Н. Большакова заявила о себе сказочной прозой - вы шедшими отдельно книгами «Приключения мышонка Удлесь Кебпля» и циклом сказок «Подарок чайки», в которых прослеживается влияние фоль клорных и мифологических традиций. Сказка, давшая название сборнику «Подарок чайки», приснилась ей во сне. «Все действия происходили со мной, лишь в конце откуда-то взяв шийся голос произнес: «Это новый сюжет твоей сказки», —вспоминает она [7, с. 119]. Предисловие к книге сказок написал мурманский поэт Виктор Ти мофеев, который почувствовал в Надежде скрытые силы и оценил ее ори гинальный дар сказочницы. С его легкой руки Н. Большакову стали назы вать «духовной дочерью» Октябрины Вороновой, первой саамской поэтес сы. Уже тогда Виктор Тимофеев обратил внимание на «увлеченность мно гим» Надежды, на ее неуемную фантазию, «страстное желание зачерпнуть, испить из духовных родников тундрового народа бесценные духовные зерна», поделиться художественными озарениями и заповедями предков с читателями, и именно он дал ей как писателю высокую оценку: «Чуткий художник, бережно принимающий и продолжающий народную традицию» [26, с. 4]. Виталий Семенович Маслов, в то время секретарь Мурманской писательской организации, писал: «Вот она —ее книга изначальная: «По дарок чайки». Обозначено: «Сказки». А сказки ли это?» [7, с. 119]. Оценил первый труд Большаковой и мурманский поэт Викдан Синицын: «В своем 1Орфография автора. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz