Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

ми на разных диалектах и потому неправильно понимающими друг друга [42, с. 56]. Н. Харузин отмечал еще одну особенность некоторых саамских бы- валыцин и песен - их «нравоучительный, назидательный характер». В таких произведениях нет конкретизации места действия и лиц, о кото­ рых идет речь, в них указаны требования общества к своим членам, некий «кодекс правил», отражены взгляды, вкусы лопаря [172, с. 391-392]. Нра­ воучительность некоторых стихов Вороновой делает их близкими к жанру байсы - небольшого рассказа поучительного содержания. Она выражена как обращение к слушателю: к дочери - И учись — без лени и кручины. / А достигнешь осени своей —успевай в работе, как мужчина, и расти, как женщина, детей [43, с. 31]; к молодым пастухам, строящим чум - строй на совесть, любо, чтоб доволен был и сам, и другие люди! [42, с. 99]; это и наказ бабушки внучке - выйдешь, в жизнь влюбленная, скроешься вдали, не забудь зеленое перышко Земли [43, с. 104]; завещание сыну: Мой сын, не забудь: / Остается тебе / Отечество наше родное. / ...Не бойся стихии холодной [43, с. 151]: Куда б ни привели скитания, Тебе навек принадлежит Земля под северным сиянием, Где прах отцов твоих лежит [43, с. 188], и всем людям: любому я скажу - будь человеком, куда б ни шел - земле не навреди! [43, с. 126]. В этой особенности фольклора и стихов О. Вороновой - большой потенциал саамской этнопедагогики. Из мифов и сказок черпает поэтесса и другие сюжеты своих произ­ ведений: о Чахкли —подземном жителе, герое волшебных сказок и легенд [43, с. 105]. С мотивом оборотничества, характерным для мифологических пред­ ставлений саамов, связан мотив перевоплощений лирической героини в разные природные явления: Я —родник, родничок, / По камушкам чок да чок... / Я - река, быстрая, широкая.../ Я уже - Ловозеро.../ Облаками я плыву... / Возвращусь в свои края / Капельками росными [43, с. 96]; Хочу остаться на земле ... / В певучих голосах тайги, / В журчании живой реки, / В прохладе легких облаков. / В чуть слышном шелесте травы, / Хоть ма­ лым лучиком во мгле [43, с. 205]. Метафорический смысл стихов первой саамской поэтессы помогает воссоздать архаическое мышление, о котором О.М. Фрейденберг сказал: 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz