Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
фольклора [129, с. 6]. Один из самых популярных сейдов в системе Чудзъ- яврского бассейна находится в 4 км от озера Чудзъявр и в 15 км от селения на берегу озера Акияврь, или Бабозера. О легендах, связанных с этим сей- дом, подробно написано у Н.Н. Волкова [41, с. 74]. Легенду о происхож дении этого сейда взяла за основу сюжета О. Воронова в своей поэме «Тайна Бабьего озера», соединив сюжеты из разных жанров фольклора, что было характерно для устного народного творчества саамов [116, с. 6]. В основу своих стихов поэтесса берет саамские мифы. Так, в стихотворении «Васткивас1» зарифмован этиологический миф (ловта) о северном сиянии: Знаешь ты, откуда / В небе васткивас?/ Это развле кается под луною панна. / Видишь - развевается / Подол сарафана. С северным сиянием связаны древние поверья саамов: считалось, что на свист человека оно начинает светиться ярче и переливаться разными цве тами, но свистеть во время северного сияния было опасно, объяснялось это тем, что красавица ненароком схватит [43, с. 216]. В стихотворении Ловозерские горы звучат мотивы сохранившегося космогонического мифа: Это было давно. Уж не помнят и деды, / как дрожала земля, сея ужас и страх, / как сгорали куницы, олени, медведи / в тех огромных и жарких всеядных кострах [42, с. 20]. Поэтесса обращается к жанру загадки, зарифмовывая ее: Не грузин ский, не индийский, в пачках или развесной, - / Здесь нам чага пригодится, / Чай целебный, чай лесной [42, с. 23]; Лишь ветер / Знает, да не говорит [42, с. 40]; Говорят, что, если изловчиться, / Можно солнце зачерпнуть ведром (об отражении в проруби) [42, с. 48]. В основу загадки положена метафора: Кто раскрасил серебрином / Ткань морозного стекла? [42, с. 31]; Чьи это смелые краски и кисти? / Кто из художников чудо принес? / Будто погладили лапкою лисьей / Нежно-зеленые платья берез [42, с. 105]; Отошла пора морошки. / Повстречался с ночью день [42, с. 90]; Не находит солнце горизонта -/Д ень и ночь сияет с высоты [42, с. 85]. Тонкий юмор характерен для саамских байс - коротких рассказов шуточного содержания, зарифмованных О. Вороновой: это рассказ о неза дачливом Оце, который включил электрочайник в радиорозетку и удив лялся, почему тот так долго не закипает; повествование о Прасковье, впер вые увидевшей телевизор и принявшей его за окошко, из которого видна половина мужчины; анекдотичные ситуации с мужем и женой, говорящи 1Васткивас - северное сияние. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz