Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

языки-лучи...вылизали землю, каждый куст [43, с. 67]; Если ночью прорубь и задремлет - /Вновь к рассвету око распахнет [42, с. 49]. Мифологическое сознание, ярко отраженное в метафорах и сравне­ ниях, передает национальную самобытность северного народа. Не только природа персонифицирована, но и человек сравнивается с природой и жи­ вотным миром: Как ладен был он в молодые годы! / Высок и прям, как над рекой тальник [42, с. 34]; чтоб росла, как молодой лесок, / Чтобы... ручей­ ком звенел твой голосок, / Будешь, словно резвый олененок, / В летней тундре набираться сил [42, с. 36]; Были счастливы мы, / Токовали весной на опушке [42, с. 117]; Я одна, как кукушка [42, с. 117]; Как вольная птица, я вырвусь весной [42, с. 78]; С осеннею стужей / Поднялись птенцы на крыло (о своих детях) [42, с. 80]. С красотой природного мира сравнивается красота женщины: куро­ паткою порхала, где кунице не пролезть [42, с. 56]; Душа твоя распу­ стится, / Как подснежники в лесу [42, с. 62]; Душа ... чиста, как вода лед­ никовая с гор [42, с. 114]. Важное место в поэзии Вороновой занимает образ солнца, который многозначен: это и явление природы, и символ любви, верности, человече­ ского бытия, и символ жизни [114, с. 28]: солнце золотой медалью / Награждает новый день! [43, с. 101]. Населяя весь окружающий мир духами, древние саамы искали спо­ собы общения с ними, обращались к ним за помощью, для чего в племени выделялись посредники - шаманы. Шаманы (нойды) могли повелевать по­ годой, управлять бурями, врачевать больных, предсказывать судьбу. Слава лопарских кебунов (шаманов) распространилась далеко за пределами оби­ тания лопарей. «Еще в XVI-XVII веках слава о могущественных лапланд­ ских чародеях была далеко известна за пределами Лапландии. Чары саам­ ских колдунов пугали викингов, занимали воображение неспокойных за свою судьбу государей и восхищали путешественников» [41, с. 72-73]. Од­ нако колдовство шаманов не удивляло остальных саамов, так как колдо­ вать способен был каждый. К шаманизму и магии отсылает нас строка из стихотворения «Подснежники»: Шаманом кричу надо льдом, Чтобы легче я стала [42, с. 64]. Это не просто художественный прием, а генетическая память поэтессы, которая не раз говорила, что в ее роду были шаманы [144, с. 14]. Как оказалось, при посещении родного села О. Вороновой Владимир Смирнов видел в ее полуразрушенном доме старинный бубен, который в то время не решился взять, а позже его уже не обнаружили.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz