Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Край возрожденья дня, Каким, признайся, зельем Ты напоил меня? [43, с. 127]; Снегиря увижу рядом. Ты куда такой нарядный? [43, с. 148]; Чем ты притягиваешь, родина, Чем ты влечешь, секрет открой, Не той ли ровною болотиной? Не этой ли крутой горой? [43, с. 188]; расскажи мне, земля, почему же зимою мертва ты? [43, с. 68]; речка Вирма, речка Бир­ ма, что таишь ты в глубине? [43, с. 93]; да что ты, эхо [43, с. 144]. Такая форма обращения к земле персонифицирует ее и напоминает древние формы заклинаний. Саамы верили, что все вокруг живое, поэтому поклонялись каждому камню, дереву, ручью. Образ земли многозначен: земля - это не только место обитания древнего народа, но и ее реки, озера, растения, птицы, земля - кормилица и лекарь. Мифологические представления позволяют О. Вороновой вступать в диалог с природой, просить ее: сияй, светило, с вышины, / Лучи раскиды­ вай пошире [43, с. 115], расскажи мне, земля [43, с. 68], растите, зеленей­ те, печалясь в трудный час (к лесам - ВБ) [43, с. 128]; благодарить: я тебя благодарю, снежница-зима [43, с. 115]; объясняться в любви: травы дет­ ства, травы детства возле старенького чума! Нет еще такого средства, чтоб забыть ваш запах чудный [43, с. 88]; на все чудесные края, что за ле­ сами, за полями, мое родное Заполярье не променяю в жизни я [43, с. 160]. Олицетворенная природа отвечает человеку взаимностью, вступая с ним в диалог. Тундра говорит голосом деревьев: И стоят деревца, / И звенят хрусталем что есть силы:/ - Ах, красивы ли мы? /— Ну, конечно же, очень красивы!... [43, с. 98]; голосом ягеля: Вдруг громкий голос /Снизу из-под трав: / - Зачем ты ездишь так неосторожно? /Ты сбила шапку мне. Вернись, поправь. /...Глядит - и правда: /Сбитый с камня ягель [43, с. 126]. Природа принимает участие в жизни тундрового человека, что есте­ ственно для мифологического представления о всеединстве и родственно­ сти человека и всего живого: В тундру уезжают пастухи. Ласково им ма­ шут струйки дыма [43, с. 138]; добрые слова, что шептал мне лес [43, с. 115]; солнце на небе смеется, народ на улицу маня [43, с. 191]; а солнце щурится степенно: еще не скоро до зари. / А ну, давайте, Федя, Лена! Не отставайте, косари! [43, с. 192]; как приятель безмятежный, словно что- то понимал, / дождь и ласково и нежно нас с тобою обнимал [43, с. 197]; барабанит по куваксе дождь... / Плачет кувакса вместе со мной [43, с. 213]. Себя поэтесса воспринимает как органичную часть природы, ощу­ щая родство со всеми живыми существами: Снегиря увижу рядом. Ты куда 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz