Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Крайнего Севера и Дальнего Востока России» (2002), в хрестоматии «Ли тература Кольской земли» (2004), в сборнике песен «Спешит в Ловозеро оленевод» (2007). Произведения Вороновой переведены на русский, саамский (киль- динский диалект), северо-саамский, эрзянский, мокшанский, горномарий ский, хантыйский, норвежский, шведский, финский, немецкий, английский языки, эсперанто [7, с. 22]. Значение О. Вороновой (1934-1990) уже в то время высоко оценил поэт А. Эдоков: «Она первая среди саамов смогла рассказать о Лапландии поэтично и художественно, раскрыв философию людей, слившихся с окружающей природой» [7, с. 25]. Художественный мир, писательский стиль поэтессы определяются не просто обращением к устно-поэтической традиции, но мифологическим мировоззрением самой писательницы, с детства впитавшей саамский фольклор, усвоившей традиции предков, наделенной поэтическим даром. О тонком чувствовании окружающего мира говорят ее воспоминания, написанные в разные годы: «Прошло уже больше сорока на свете прожи тых лет, но до сих пор, как и тогда, хотела бы идти я по новым неизведан ным путям. И сейчас я к земле обращаюсь: ты откликнись голосистым за певом жаворонка, полетом трясогузки, и пусть сосны напомнят отшумев шую мою весну...» [144, с. 9]. Вспоминая прощание с бабушкой и сестрой перед тем, как должна была уехать из родного села в школу-интернат Ло- возера, Октябрина писала: «Счастливого пути!» - шептали мне кусты ивы и черемухи, смородины и рябин. Красавица-осень... Но воздух прохлад ный казался мне дыханием весны, дыханием бабушки...» [144, с. 12]. Мифологическое мировоззрение саамов, характерное и для поэтессы, отличали «эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность, а(до)логичность, склонность оживотворять (гилозоизм), одухотворять (аниматизм), одушевлять его отдельные части (анимизм)» [178, с. 17]. Одним из архаичных культов саамов был культ Матерей Природы, от которых зависело все живое, на это указывают сохранившиеся названия Мадер-акка (Старшая мать) и ее дочерей Сар-акка, Урс-акка и Юкс-акка [179, с. 267]. Земля у саамов отождествлялась с материнским началом, бы ла творцом всего живого и сама была живым существом. Образ земли - один из основных в стихах О. Вороновой. Поэтесса обращается к родной земле, природе на ты, как к очень близкому, хорошо знакомому человеку: Земля родная! Ты всегда красива...[ 43, с. 126]; Край милый, Ловозеръе, 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz