Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

ное сияние забрало к себе в небо. Из уст столетней акки1 звучит неписа­ ный древний закон: Сияние наказывает саамских парней за пренебреже­ ние к давним обычаям [10, с. 35]. Этому же учит совет отца: Неправильным было бы разрешать всем поступать так, как им хочется [10, с. 34]. В ле­ генде заключен глубокий смысл всей повести и авторской концепции - необходимость сохранения традиций народа, Действие в произведении развертывается на фоне пейзажа, который дан в мифопоэтических традициях: природа одухотворена, ей приписаны живые чувства и действия. А. Бажанов пользуется эпитетами: бесчув­ ственный снег, безжалостный снег, олицетворением: снег забивает зарю, горы ласково глянут, развернутой метафорой: октябрь заморозил корот­ кое северное лето, дохнув на тундру холодом суровой Арктики [10, с. 10], весна уверенно занимала сданные в недавней схватке позиции, Данилка любуется тундрой, уже одетой в зеленое платьице с голубым воротнич­ ком озер [10, с. 14]. Образ хрупкой, ранимой природы создается использо­ ванием ласкательно-уменьшительных суффиксов, что характерно для рус­ ской устной традиции: березки, листочки, лепестки, бугорок, платьице, воротничок. Пейзаж является не только фоном для происходящих дей­ ствий, но и раскрывает эмоциональное состояние героя: Душа наполнилась и вылилась рифмой [10, с. 14]. Природа вдохновляет: Здесь явились ему прекрасные образы [10, с. 38]. Фольклорно-этнографический контекст знакомит нас с жизненным укладом и культурными ценностями оленеводов, с мифологическими представлениями древних людей, помогает понять мифологическую се­ мантику названия повести, В стихах Аскольда Бажанова невозможно разграничить, природа ли живет по законам человека или человек по законам природы, что объясни­ мо мифологическим мировосприятием поэта, в основе которого гармонич­ ное сосуществование человека и космоса, их цельность и нераздельность. Поэтому при описании чувств и состояний человека и природы проявля­ ются «анималистические представления поэта»: Рыжей лайкой вбежало утро, / упреждая Полярный День; Смех наш стал бельчонком осторож­ ным, / Затаился, сжался и утих; И даже елям стало жарко в своих иголь­ чатых мехах [115, с. 78]. Одной из отличительных особенностей поэзии А. Бажанова является представленность в ней мифологического времени, т.е. такой модели вре- Акка - бабушка, старушка. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz