Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
прекрасно понимая, что его заждались и теперь оно - хозяин всего вокруг. Художественное пространство, обозначенное седловиной между гор и ни зом сопок, бескрайней тундрой и Хибинами, расширяется до безгранично сти - так из Хаоса (ночью темной, ночью долгой) рождается Космос, в ко тором всем правит Солнце. Важное место в творчестве саамских писателей занимает тема при роды, что было характерно и для саамского фольклора. Так, в «дикар ской» саамской песне пелось о безграничной любви саамов природе, вы ражалась благодарность ей за то, что она дает человеку [25, с. 351-355]. Отношении к природе объяснялось мифологическим мировоззрением са амов. Основу саамской народной мудрости составляло особое отношение к природе: саамы тонко чувствовали изменения в погоде, умели читать по звездам, ориентироваться на местности, чем удивляли путешественников, склонных объяснять такие умения способностью к волшебству. Отец Да нилки предупреждал: Снег в этот год придет рано, надо торопиться с просчетом стада, сделать выбраковку или: Весна будет затяжной, и правильность отцовских прогнозов не вызывала сомнений у пастухов, оле неводы понимали: Опыт целой жизни был залогом его уверенности [10, с. 21]. Лирический герой ощущает себя на равных и нераздельно с окружа ющей его природой: Попутного ветра / нам, тундра, с тобою! [12, с. 15]; в первый день что у Солнца спросишь? - / поздороваться бы успеть [12, с. 20]; И лес, и реки, и вершины, // и я - мечтаем о поре, // когда весь свет сойдется клином // на нашей северной земле [12, с. 38]. Эти отношения но сят характер «совместности» [115, с. 78]. «Край ты мой», - обращается лирический герой к Северу и признает ся в своих чувствах: Мне он - всех дороже, / с ним я всех счастливей! [12, с. 52]; Наши зимы невозможно не любить [12, с. 43]. Так зримо предстает в творчестве Бажанова образ Севера-дома. Олицетворение и метафора не только излюбленные средства вырази тельности, но и выражение мифологического мировосприятия поэта, свой ственного саамам: над землей раскинулся / неба черный холст', туманы горные солнце стерегут', ветра просторные / суткам счет ведут', в штиль слоняется / горная метель', ветры в Хибинах ревут; ветер солнечный... иг рает - не насытится. Часто явление природы описано с помощью развернутой метафоры, которая занимает все стихотворение («Январские ветры в Хибинах ревут», 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz