Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
института им. А.И. Герцена1, поступил на физико-математический фа культет, однако на 3 курсе оставил учёбу и вернулся на Кольский полуост ров, уже взрослым какое-то время учился заочно в Литературном институ те им. Горького, который также не окончил. Мир тундрового народа Лапландии впервые открыл А. Бажанов (1934-2012). Истоки творчества поэта находятся в детстве, в саамской культуре: это знакомство с обычаями предков и народным поэтическим творчеством, знание жизни оленеводов изнутри. Благодаря бабушке Аскольд познако мился с саамским фольклором: И здесь, на северной опушке, /Уснувшей в девственной тиши, / Дороже купленной игрушки / Мне были сказки и сти хи [12, с. 7]. Ценности саамского этноса Бажанов смог передать в своих стихах. Излюбленным у поэта является образ Солнца, не случайно Бажанова называют солнцепоклонником [28, с. 83]. Образ Солнца связан с языческими представлениями коренного народа Севера об устройстве Вселенной. Солнце - Пеййв пользовалось у саамов религиозным почитанием и относилось к божествам верхнего, небесного мира. Оно принимает участие в солярных и лунарных саамских мифах. В саамской мифологии Солнце может быть как женского, так и мужского рода [25, с. 243-244], т.е. андрогинным, что говорит о могуще стве его творящей силы, божественном совершенстве [См. об этом: 77, с. 101]. Один из мифов повествует о том, что Солнце едет по небу утром на медведе, в полдень - на олене-быке, а вечером - на оленихе-важенке. Вне дома оно небесное светило, а в доме - человек [130, с. 19]. С Солнцем и его детьми связан древнейший фольклор саамов. В нем дети Солнца - дочери и сыновья - похожи на людей, спускаются с неба на землю, чтобы жить среди людей. В одном из сюжетов древнего цикла рассказывается о ссоре Солнца с Луной из-за того, что Луна отказалась выдать замуж свою дочь за сына Солнца. Сюжет о свадьбе детей Луны и Солнца относится к наиболее архаичным мифам среди мифов балтов и прибалтийско-финских народов [117, с. 157]. Солнце участвует в космогонических и тотемных мифах са амов, тотемное животное —олень золоторогий —отмечен Солнцем. Сюже- В результате слияния северного отделения Ленинградского педагогического инсти тута им. А.И. Герцена и северного факультета Ленинградского государственного уни верситета в 1953 году возник факультет народов Крайнего Севера ЛГПИ, с 2001 года преобразованный в Институт народов Севера. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz