Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Ряд сказок саамов содержит тонкий юмор, что замечали исследова­ тели саамского фольклора [116, с. 9; 183, с. 15], примером может служить «Сказка о лисе и зайце», в которой звери шутят друг с другом. Примечательно, что действующим лицом в первых двух сказках яв­ ляется Бог, он создает внешний вид животных, определяет среду их обита­ ния, выполняет просьбы и даже терпит капризы (как, например, в случае с гагарой). В саамском тексте имя Бога Йммель. В дохристианскую эпоху Йммель (Юбмел, Ибмел) был верховным Богом, общим для финно- угорской мифологии (ср. название небесного божества: финского Юмала, Йомаля коми, марийского Юмо, саамского Юбмела) [117, с. 78, 155]. Это могло бы говорить в пользу более древнего происхождения этих сказок, тем более, что наряду с именем Йммель в саамском языке существует сло­ во Осподт (Господь), заимствованное из русского под влиянием христиан­ ских представлений о Боге-отце и Иисусе. Однако надо учесть, что с распространением христианства этим же словом - Йммель саамы стали называть и верховного христианского Бога [172, с. 141]. Традиция пересказа сказок, а также обращение к мифологии и фоль­ клору в своих произведениях говорит о глубинной связи саамских писате­ лей с устным народным творчеством своего народа. Геннадий Петрович Лукин (1949) родился в поселке Чудзьявр Лово- зерского района Мурманской области. Работал в Ловозере на комбинате коммунальных предприятий, в пожарной части, в Национальном культур­ ном центре. В 1998-2012 гг. - председатель Ловозерского отделения Обще­ ственной организации саамов Мурманской области, руководитель неком­ мерческой организации «Родовая община коренного малочисленного народа саами "Инцесь пейв"». За четырнадцать лет работы много общался с саамами разных селений Кольского полуострова: Килтсыййт, Воронья, Варзина, Пулозера, Чудзьявра, Умбозерскими саамами, Териберскими. В 2015 году на саамском языке вышла аудиокнига Г.П. Лукина «Рассказы, легенды и мифы о древних обычаях жизни саамов Кольского полуострова» [88], часть рассказов из которой на русском языке опубликована в «Антологии современной литературы народов России. Проза» [145], в «Альманахе саамской литературы» [4]. Готовится издание его рассказов в печатном варианте на саамском языке «Еррка моаййнас Куэлнэк нёарк соаметь еллем баяс». Рассказы Г.П. Лукина сохраняют связь с саамскими фольклорными жанрами муштоллой и байсой: указывается место их исполнения, кто рас­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz