Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

и сегодня, записывая свои пересказы фольклорных произведений. Это ха­ рактерно для С. Якимович («Красивая Настя», «Куййвь-дух», «Северное сияние - длинная рука» и др.) [192, с. 370-373], Э. Галкиной («Почему Аццы с людьми не живет?», «О том, почему нельзя бросать щепки в воду») [44, с. 184-185], А. Антоновой («Узкие, маленькие глаза») [9, с. 68]. В этом ряду можно назвать и имя Лазаря Дмитриевича Яковлева. Лазарь Дмитриевич Яковлев (1918-1993) - саамский учитель. Родил­ ся в поселке Шонгуй Мурманской области, окончил саамское отделение Мурманского педагогического техникума, с ноября 1940 по декабрь 1945 служил в Красной Армии. В сентябре 1941 - в 185 штурмовом Авиацион­ ном полку в должности мастера электрооборудования самолетов. Коман­ дир отделения 162 гвардейского стрелкового полка 54 стрелковой дивизии III Украинского фронта. Участвовал в боевых действиях на Сталинград­ ском фронте, на III Украинском фронте. Имел два легких ранения и одно тяжелое. Награжден орденом Славы III ст., орденом «Красной Звезды» и орденом Отечественной войны II ст. После войны работал учителем начальных классов в селе Воронье, селе Ловозеро. Лазарь Дмитриевич Яковлев стоял у истоков зарождения саамской письменности. По его вос­ поминаниям руководителем фольклорного ансамбля «Ойяр» Марией Гав­ риловной Медведевой был поставлен «Танец глухарей». В 2008 году вы­ шла его книга сказок на северо-саамском «Лазэр каллса моаййнас» под ре­ дакцией Н. Афанасьевой и М. Рисслера [194]. Сказки Лазаря Дмитриевича по тематике можно отнести к сказкам о животных. Героями их являются не только водоплавающие птицы («Как Бог раздавал птицам носы и ноги»), но и рыбы - семга и морской окунь («Как рыбы в воде стали жить»), лесные звери —лось, олень, лиса и заяц («Сказка о лисе и зайце»). Сказки «Как Бог раздавал птицам носы и ноги», «Как Бог рога и уши зверям раздавал», «Как рыбы в воде стали жить» имеют мифологическую основу. С мифами их роднит «символическое описание модели мира посредством рассказа о происхождении различных элементов современного мироустройства» [97]. В них объясняется проис­ хождение внешнего вида животных, их повадки, место обитания. «Сказка о лисе и зайце» относится к традиционным сказкам о животных. Во всех четырех сказках звери антропоморфны: ведут себя и разговаривают, как люди. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz