Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
ное произведение, например, Смерть. Вторая - более сложный путь ассо циативно-образного наследования, когда создаваемый писателем образ лишь ассоциируется с народным, имея фольклорный подтекст. 4. Заимствование художественных приемов и средств устного народ ного творчества, которые стали традиционными для литературы и чаще всего не осознаются как фольклорные в контексте художественного произ ведения (постоянный эпитет и инверсия, анафора и антитеза, синтаксиче ский и психологический параллелизмы и др.) [См. об этом: 18]. В отечественном литературоведении наряду с изучением влияния жанровой системы фольклора на литературу «не менее продуктивным яв ляется анализ художественного текста с выявлением его устойчивой фоль клорной атрибутики, специфических фольклорных приёмов, которые рас крывают органичную связь литературного произведения с фольклором» [103]. В последние годы появились работы, в которых внимание исследо вателей обращено на реализацию архетипов в литературном творчестве [36; 81; 111; 167; 170; 171]. Основным методологическим принципом в этих работах явилось применение теории архетипов К.Г. Юнга, пере осмысленное литературоведением. «Архетипы могут реализовывать свои значения в виде различных элементов текста (сюжетов, образов и мотивов) и дают возможность увидеть глубинные содержательные стороны художе ственного произведения» [36, с. 260]. По мнению Ю.Г. Хазанкович, «вни мание художников к архетипическим образам и сюжетам обусловлено ак тивизировавшимися процессами самопознания и национальной самоиден тификации» [167, с. 177]. Обращение к мифо-фольклорным истокам, отбор фольклорного ма териала и его дальнейшее использование определяют художественно эстетическую систему национальных писателей и специфику литератур коренных малочисленных народов [79, с. 20; 121, с. 106, 107, 147; 168]. 3.2. Традиция устного оказывания Традиция устного оказывания сказок сохранялась у российских са амов еще в XX веке. Об этом упоминает в своих рассказах М. Медведева [7, с. 247], С. Якимович [См. об этом: 29, с. 350], Е. Коркина [78, с. 203- 204]. Многие саамские писатели продолжали и продолжают эту традицию 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz