Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
читое противопоставление ей (оппозиция)» [85, с. 4]. Не менее важным, с нашей точки зрения, является представленность в творчестве писателя ми ровоззрения народа, его взглядов на устройство мира. Типы фольклоризма классифицируют на основании их функций в художественном произведении [53, с. 14-15], уровневых соответствий в литературно-фольклорных отражениях [96, с. 118], типологических «групп переработки фольклорного материала»: 1) использование фольклорных элементов в литературном произведении в «бессознательном» обращении к фольклору; 2) использование фольклорных элементов в сознательном обращении к фольклору и модернизации его материала [84, с. 18]. Подробная классификация общих типов фольклоризма принадлежит исследователю А. Горелову: «а) стилизация органическая (в жанре литературного сказа), неорга ническая (псевдостилизация) и книжная (по мотивам Библий, летописей); б) поэтический фольклоризм (использование всех элементов фольк лорной поэтики в стилистических и других целях); в) песенный фольклоризм (использование особого лирического эмо ционального потенциала фольклорной песни, мелодики фольклорного сти- г) жанровый фольклоризм (обращение к жанрам фольклора); д) мифологический фольклоризм (разработка в форме какого-либо жанра литературы мифологического сюжета, использование мифологиче ской символики, особенностей мифологического мышления); е) мировоззренческий фольклоризм (использование особенностей мировоззрения народа, его взглядов на мироустройство и т.п.» [49]. Одна ко исследователи Т.М. Степанова и Л.П. Бессонова отмечают отсутствие единства исходных принципов и оснований в приведенной классификации и считают логичным включить в жанровый тип фольклоризма песенный и мифологический типы [149, с. 247]. Кандидат филологических наук О.Ю. Трыкова выделяет следующие типы фольклорного заимствования: 1. Структурное, когда писатель (осознанно или неосознанно) приме няет в своем произведении ту или иную структурную модель фольклора. 2. Мотивное, которое предполагает использование в художественной литературе отдельных мотивов фольклора. 3. Образное заимствование выражается в двух основных формах. Первая —это явственное перенесение фольклорного образа в художествен- 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz