Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

оленей, чаще всего - лучших особей в стаде, принадлежащих певцу и со­ здателю данной песни или его семье. Образы оленей вводятся в свадебные и другие песни. Кольско-саамская песенная лирика отличается очень большой примитивностью. Текст лирических песен чаще всего бывает очень кратким: одно слово или предложение может составить всю песню. Вместе с тем текст чрезвычайно подвержен изменениям. Основной осо­ бенностью мелодий саамских песен является однообразие и отсутствие широкой напевности [140, с. 127-128]. В.В. Сенкевич-Гудкова называет саамские лирические песни йота­ ми, однако данная лексема отсутствует в словарях саамского языка. Ин­ форманты связывают лексему йойка с песнями западных саамов, отрицая наличие такого слова для обозначения песен восточных саамов. В.В. Сенкевич-Гудкова отмечала лиричность саамских песен- импровизаций [139, с. 241], влияние на них образа жизни: «Они - яркий образец своеобразной оленеводческой лирики. Способ ведения хозяйства здесь очень влияет и на форму, и на содержание песен» [137, с. 41]. У восточных саамов существовало свое название для песен - луввьт - саамская песня [73, с. 194]; своеобразная саамская песня [73, с. 52] и лыввьт - саамская песня (со словами)1. В Музее саамской литературы и письменности им. О. Вороновой хранятся размышления первой саамской поэтессы, собиравшей фольклор родного народа, о саамских песнях. О. Воронова отмечала, что больше все­ го сохранилось в народе эпических песен-луввьт. Свадебные обрядовые песни у саамов исполнялись всегда посаженым дядькой с хорошим, гром­ ким голосом. Он пел о веселой жизни невесты в девичестве и о том, что после замужества жизнь ее изменится. Луввьт-причитания исполнялись плакальщицами, которые жалобно обращались к усопшему и говорили с ним, как с живым, сожалея о его безвременной кончине. Бытовые песни исполнялись, как правило, за работой, в них припевом были слова «накку- накку-накку я». Если пел оленевод о своем пастушьем труде, он вставлял «гул-ла-гулла-, гул-лу-гулла-а-а-а». В этом припеве слышался звук коло­ кольчика или звук бубна. А в луввьт об «Олене-человеке» был другой ре­ френ - «иштар пыштар кошкарам» [25, с. 353]. Праздничные песни саама­ ми исполнялись в веселом игриво-шутливом тоне и напоминали русские частушки. Единственными песнями, лишенными импровизации, были ма­ гические песни-заклинания. 'По данным информантов, с которыми работал автор во время полевых экспедиций. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz