Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
или кости, широко распространенное у народов Севера, второе ассоцииру ется с цветовой гаммой северного сияния. То и другое вместе создают тот неповторимый колорит, который был метко назван В. Данкертом «картин ной» музыкой саами» [156, с. 5]. И.К. Травина отмечает, что саамские народные песни исполняются обычно в очень быстром темпе: «В них ярко выражена стихия движения - бег оленей, колебание волн, движение иглы в руках шьющего. Характерной чертой саамских народных песен служит наличие в них лейтмотивов. Лейтмотивы - это музыкальные символы- рисунки гор, рек, озёр и т.д., к ним же относятся темы тундры, бега оленей, оленей-быков, человека, ловли рыбы» [156, с. 144]. Единой классификации саамских песен нет. Так, Л.С. Беляева выде ляет следующие жанры: трудовые, исторические, бытовые, шуточные, личные [17, с. 39]. Исследователь И.К. Травина - песни оленеводов, песни рыбаков, песни домашнего труда, колыбельные, свадебные, лирические песни, песни оленьих пастухов, песни различных видов колхозного труда [156, с. 140-141]. Ведущей в саамском песенном творчестве выступает тема труда. Те матически трудовые песни можно классифицировать следующим образом: песни кочевья, пастухов-оленеводов, рыбаков, дорожные, обозные, испол няющиеся во время домашней работы [17, с. 39]. В пастушьих песнях рассказывается о труде пастухов-оленеводов, выпасе оленей, воспевается их стремительный бег. В песнях рыбаков —о ловле неводом семги, о рыболовном промысле в Баренцевом море. Быто вые песни проникнуты глубоким лиризмом, шуточные имеют сатириче ский оттенок, «личные песни» содержат музыкальную характеристику конкретных лиц. «Талант песенной импровизации является национальной чертой и проявляется довольно рано. Дети, подростки также поют о том, что их окружает, что наиболее актуально в данный момент. Для саамов песня - это дума вслух, разговор с самим собой». Создание саамских пе сен, их своеобразие связаны с образом жизни тундрового народа: частыми перекочевками, во время которых приходилось бывать в одиночестве. Песни сопровождали любые трудовые действия саамов, пели их и женщи ны, и мужчины [17, с. 37-42]. Женщины саами поют главным образом в процессе ручной выделки оленьих шкур и во время шитья обуви и одежды из оленьих шкур, кроме того, на свадьбах и некоторых семейных праздниках. Довольно значитель ный процент саамской лирики составляют песни, воспевающие отдельных 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz