Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
ловле, при охоте, при домашней работе, в кегорах1, во время своих путе шествий он любит петь и поёт» [172, с. 376]. «Зимою на посидках (употребляя более подходящее русское слово) туломская и сонгельская молодежь поет любовные песни, каждый своей девушке. Песни эти иногда импровизируются на месте. В том и состоит искусство лучших певцов. В последнее время в обычай стали входить мо тивы русских песен. Прежде были свои: старухи их и до сих пор помнят. Я слышал один мотив - такой же, как и все лопарские - однообразный, гор танный. В одном «кентище» пришлось мне встретить старую лопарку, ко торая помнила песню, сложенную в честь ее. Песня эта была чрезвычайно оригинальна: девушка чествовалась в ней, как «белая важенка». Важенка - по лопарски алтт, самка оленя на пятом году. Говорилось, что у нее после замужества будет много вуазыт (телят) и все белые, что ее кунбас или кондас (олень, самец) должен гордиться такою красавицей» [107, с. 208]. На особенность саамских песен - импровизацию - обращал внима ние В.К. Алымов: «У лопарей нет таких песен, которые бы пелись во всей Лапландии. Каждый лопарь сочиняет песню во время пения или перед тем, как хочет петь. Песни у них самые простые и по всякому случаю. Поехал лопарь в лес за дровами и запел песню о том, как он едет, как бегут олени, какой олень у него хороший, какой непослушный. Дальше запоет о том, как будет рубить дрова, как привезет их домой. Встретится по дороге па сущийся олень - запоет о том, как пасется олень. Так поют многие народы - те, о которых обыкновенно говорят, что они стоят на низших ступенях культуры» [3, с. 53]. Научное изучение музыкального фольклора кольских саамов отно сится к XX в. Впервые его исследовал в 1937 году М.И. Чулаки, спустя 10 лет исследования саамского фольклора продолжили В.В. Сенкевич- Гудкова, И. Богданов, Я. Сарв, И.К. Травина. Саамскую песню анализиро вали с точки зрения импровизации, разновидности, структуры музыки и поэтического текста (М.И. Чулаки), жанровых признаков (В.В. Сенкевич- Гудкова), открывали для слушателей красоту ее звучания (И. Богданов, Я. Сарв), классифицировали по жанрам (И.К. Травина), указывали на вос питательные возможности (Л.С. Беляева) [См. об этом: 184]. Исследователь саамских песен И.К. Травина отметила две особенно сти этого жанра фольклора: графичность (рисуночность) и красочность. «Первое из этих качеств заставляет вспомнить искусство резьбы по дереву 1Кегоры - (саамское) оленье пастбище. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz