Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
ются всякие вставки вроде «ла, ла, ла» или «го, го, го», которые с особен ным усердием выделываются лопарём или лопаркой слегка гортанным или носовым акцентом. Каждая песнь ужасно растягивается благодаря именно этим вставкам, так что записывать приходилось по кусочкам. Петь могли вдвоём в унисон или несколько человек» [195, с. 26]. Таким образом складывался стереотип восприятия саамских песен. И только со временем исследователи стали понимать, что к фольклорным произведениям саамов нельзя подходить с русскими фольклорными образ цами [91, с. 81]. «У лопарей не только не отсутствует музыка, но этот не многочисленный народ обладает своей оригинальной музыкой, в высшей степени характерной и своеобразной» [37, с. 485]. «Мы имеем тут дело с очень древней музыкой» [37, с. 486]. До революции научного изучения саамского фольклора не велось. Внимания заслуживает работа Н.Н. Харузина «Русские лопари» (1890), в которой отдельная глава посвящена саамскому фольклору. Песни вместе с бывальщинами Н.Н. Харузин относит к современному эпосу, а различие их видит лишь в том, что «песня поется, а бывальщина сказывается». По мне нию ученого, лирические песни принадлежат авторству одного лица, не долговечны, пропадают вместе со смертью автора или переходят в эпос [172, с. 375-378]. Содержанием песни всегда является бывший в действи тельности факт, воспроизведенный подробно и точно. Этнограф выделяет в песенном творчестве саамов песни эпические, их поет саам без каких- либо чувств, «объективно», как бы со стороны. Лирических песен сравни тельно мало, это в основном песни о любви парня и девушки. К основным фольклорным жанрам саамской устной народной поэзии относит песни и Н.Н. Волков [41, с. 60]. Отмечая в них отсутствие художе ственных образов, ученый говорит об архаичности их формы и содержа ния: «Они уводят нас в истоки человеческой песни вообще, когда пение, наряду с функциями увеселения и выражения половой силы, играло рели гиозно-магическую и хозяйственно-организующую роль» [41, с. 67]. Сохранились ценные замечания о месте исполнения саамских песен: «Лопарь любит петь и поёт почти всегда, где только ему не мешает работа или суеверный страх перед божеством. Никогда не запоёт лопарь в лесу, где Мец-хозяин1требует тишины, не запоёт он никогда проходя или про езжая мимо древнего, ныне уже брошенного капища2. Но при рыбной 'Мец-хозяин - мифологический персонаж, хозяин леса, лесной дух. Капище —святилище, культовое место, возле которого проводились обряды. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz