Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
кой олень, невеста - так в каком платье. Вот мы теперь едем, он и запоет: «Едем, едем» [122, с. 252]. «Тяжелый бесконечный труд не часто сопровождается у лопаря пес ней. Лопарь в своей песне может рассказать лишь о том, что происходит с ним в жизни: ловит рыбу - споет в песне о том, что попалась ему жирная семга, и ему хорошо, что она попалась; охотится - споет об удачной охоте; выходит девушка замуж - в песне споет, что она выходит; поймали дикого ирваса (молодого самца) - споют про то, как поймали. Бесконечно может повторять лопарь такую свою песню: ей нет конца. Но есть у него и другие песни, которые сложены давно, передаваемые из рода в род. В этих песнях отражается прекрасная и суровая родина лопарей - Лапландия, ее озера, звери, птицы. Такова песня о лебеде, разлюбившем свою лебедку. Но такие песни редки. Обычная, будничная лопарская песня заунывна и тосклива до однообразия, однообразна до скуки. Эти бесконечные, однообразные пес ни почти без содержания, унылые и медленно тягучие, рождены бесконеч ной тяготой и тоской лопарского житья. Каков народ - такова песня; како ва народная доля - такова народная песня» [57, с. 75, 77]. Объясняя однообразие саамских мотивов влиянием окружающей природы, В.И. Немирович-Данченко сделал ценные замечания о музыкальности песен саамов: «Напев их представляет постоянное повы шение и понижение тона на терцию. Лопарская песня чрезвычайно напо минает переливание воды в ручье, тихое журчание потока» [106, с. 213]. «Лопарка, сидевшая против меня за вёслами, запела, сначала тихо, про се бя, а потом и громче... Звуки были чрезвычайно оригинальные. Гортан ные, тихие, но в высшей степени монотонные, они не лишены были свое образной прелести» [108, с. 197]. О своеобразии манеры пения саамов писал В.Ю. Визе: «Прежде все го, в пении лопарей обращает на себя внимание вибрация, которой они поют каждую ноту. Эта вибрация настолько сильна, что иногда бывает трудно уловить определенный тон: звук все время как бы качается вверх и вниз, задевая соседние полутоны. Вторым характерным свойством лопар ского пения является постоянная смена тона грудных звуков горловыми; получается впечатление, как будто поющий лопарь все время “срывает ся”». Еще одной характерной деталью саамского пения является вставка слогов «лы-лы-лы». Ученый отмечает, что хорового пения у саамов не бы ло, а только исключительно сольное [37, с. 483]. Воспоминания этнографов иногда расходятся: «Непременной принадлежностью всякого напева явля 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz