Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Манера исполнения саамских песен была настолько непривычна и непонятна для представителей другой культуры, что песни саамов иногда вызывали отторжение у слушателей. У В.В. Чарнолуского описан случай восприятия песен народов Севера в неподготовленной, хотя и научной аудитории. Пока исполнитель не объяснил содержание песни, не исполнил ее под понятную и привычную мелодию, она не была понята [183, с. 6]. Своеобразное саамское пение не предполагало аккомпанемента на обычных инструментах, оно явилось результатом самобытного образа жизни саамов - полукочевого. «Сколько известно, у саамов России, так же как и у скандинавских, не существовало своих музыкальных инструмен­ тов; музыкальные эмоции они выражали посредством пения. По- видимому, этим, т.е. отсутствием музыкальных инструментов, подчиняю­ щих пение звуковым закономерностям инструмента, объясняется отсут­ ствие песен с определенным мотивом» [41, 67]. Саамы неохотно пели перед незнакомыми людьми, а тем более мог­ ли не показывать какие-то приспособления для извлечения звуков. Они оберегали свой фольклор. В этнографической литературе сохранилось немало воспоминаний об услышанном саамском пении, «монотонном», «лишенном своеобразной прелести» [107, с. 341], с «утомительным однообразием мотива» [173, с. 191]. «Песни свои лопари поют визгливым голосом, преимущественно фальцетом. Певец упражняется все время на двух или трех нотах, вскрики­ вая и снова затихая и сильно растягивая перелив одной и той же ноты» [195, с. 26]. В.Ю. Визе считал саамские песни немузыкальными, объясняя это тем, что в них отражается «вся природа угрюмой Лапландии с ее чер­ ными голыми скалами, тихими грустными озерами, низким лесом и вечной ночью полярной зимы» [37, с. 483]. Д.Н. Островский отказывал саамам в творческой фантазии: «Их песни поются самым однообразным несложным речитативом и носят исключительно самый неинтересный описательный характер» [113, с. 15]. Даже поморы1, долгие годы жившие рядом с саамами, не всегда знали о существовании песен у коренного народа: «Какие песни у лопина! Они —что работают, на чем ездят, то и поют. Был ли то олень, —поют, ка- Поморы русские крестьяне, выходцы из Великого Новгорода, селившиеся по бере­ гам Белого моря. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz