Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

2.6. Особенности песенного творчества саамов Долгое время утверждалось, что саамы не имеют своих песен, об этом писал в свое время русский ученый этнограф А.И. Кельсиев, посе­ тивший русскую Лапландию в последней четверти XIX в.: «Лопари не имеют никаких музыкальных инструментов, не поют и песен не знают» [См. об этом: 37, с. 482]. Мнение об отсутствии песен было опровергнуто учеными-этнографами Н.Н. Харузиным [172, с. 376-385] и В.И. Немирови­ чем-Данченко, который признавался в книге «Страна холода»: «У меня не мало записано таких песен и сказок. Некоторые из них, очевидно, состав­ лены под влиянием русских, другие совершенно оригинальны, но все же носят на себе следы влияния русских» [107, с. 213]. Песня играла большую роль в жизни саамов. «Любят также лопари песни петь. Пением часто оглашается тишина лапландских тундр, рек и озёр. Поют они однообразно и уныло, непривычному неприятно их пение. Поют про всё, что увидят или услышат. Прослушают, например, бываль­ щину, хотя бы только что приведённую, начнут её петь - вот и песня. Слу­ чится ли что-нибудь в погосте, погибнет ли кто-нибудь в море, реке или озере на рыбной ловле, поедет ли свататься, - сейчас сложится про это песня. В песне помянут и имя, и погост, разнесётся песня по всей Лаплан­ дии. В песнях прославляют разумных, добрых девушек, которые и в роди­ тельской веже и пырте1 оказались трудолюбивыми, любящими чистоту, бодро берущимися за работу» [175, с. 26, 27]. «Всё, что может интересо­ вать погост, всё складывается в песнь или бывальщину» [172, с. 380]. «Лирические песни кольских саамов занимают особое место в их бы­ ту. Возникновение и исполнение саамских песен чаще всего связано с оленеводством. В долгие ночи пастьбы оленей песня помогает пастуху отогнать волков от стада, предупреждая этих свирепых хищников о том, что в стаде есть люди. По словам старых саамов, песня помогает пастуху собрать разбежавшихся оленей, так как она слышна на более далёкое рас­ стояние, чем крик. Кроме того, песня прогоняет сон и облегчает оленево­ дам ночную охрану стад. До коллективизации саамам-оленеводам нередко приходилось пасти своё стадо в полном одиночестве, песня в этом случае помогала преодолеть тоску и страх перед безмолвием бескрайней тундры» [140, с. 127-128]. 'Пырт - саамский деревянный дом. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz