Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
нии картины мира северного народа, отражая специфику саамской жизни, связанную с традиционными для саамов видами деятельности - рыбалкой, охотой, оленеводством, обустройством быта, ценностями народа: Невест ка у свекрови - как хорошая кость для обгладывания; Я не рыба, которую ты используешь в качестве наживки; Олененок бежит за матерью до тех пор, пока у нее есть молоко; Уработящего человека все есть, у ленивого - вежа, и та дырявая др. Среди тематических групп преобладают пословицы о лени, лентяях, поступках и делах человека. В исследовании B.C. Пешковой [11В] предложена классификация са амских пословиц и поговорок с образами животных по тематическим при знакам. В результате проведенных исследований удалось выяснить, что наиболее многочисленными являются группы с упоминанием оленей, рыб, птиц, собаки: Хороший олень виден под грузом, а хорошая жена у люльки ; Не начинай летать, пока не обретешь крылья', Мясо и рыбу в одном котле не варят и др. Значительная часть пословиц и поговорок саамов носит эт нографический характер, она в наиболее адекватной форме отражает фор мы быта и самосознание народа, своеобразное видение мира предками са амов, служит особым ориентиром в его освоении. При помощи пословиц и поговорок, метких изречений формировалось этническое сознание саам ских юношей и девушек. Если пословицам и поговоркам саамов уделялось какое-то внимание, то загадки и приметы предметом научного анализа еще не становились, что открывает определенные перспективы исследований. Загадки от раз ных информантов в большом количестве представлены в труде Н. Больша ковой [25, с. 367-378]. Стремясь познать окружающий мир, человек сравнивал различные явления, создавал новое в мире и в своем воображении. Результаты этих наблюдений воплощались в паремиях. Не случайно пословицы называют народной мудростью, практической философией, устной школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа, а «загадка свидетельствует о высоком уровне познания мира» [6, с. 508]. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz