Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

13. Нет упоминания о начале военных действий со стороны саамов [41, с. 67]. Эти особенности прослеживаются в творчестве саамских писателей. 2.5. Этнические ценности саамов в «малых» жанрах фольклора Особую группу прозаических фольклорных текстов составляют по­ словицы, поговорки, приметы, загадки и др. меткие изречения, для кото­ рых нет единого термина. Традиционно их называют «малыми» жанрами фольклора, однако, по мнению Е.Н. Прыгуновой и И.А. Разумовой, пра­ вильнее говорить фольклор речевых ситуаций - то есть пословицы, пого­ ворки, загадки и ряд других жанров, а также связанные с играми (значи­ тельная часть фольклора детей), и множество «неканонических» жанров» [125, с. 9]. В.П. Аникин пользуется термином паремика: «Стало обычным гово­ рить о существовании общей для всех них области, именуемой паремикой, а пословицы с другими афоризмами называть паремиями » [6, с. 238]. Одна из первых была отделена от пословиц и поговорок загадка, вслед за этим другие жанры. По мнению В.П. Аникина, термин паремия для обозначения общего корпуса «малых» фольклорных жанров «оказался весьма кстати», и «его распространение было оправданным», однако он может утратить смысл, т.к. им «иногда покрывается вообще все обращающиеся в устной речи, в том числе офолыслоризированные цитаты и книжные выражения», в связи с чем ученый предлагает каждый тип паремий рассматривать от­ дельно. К наиболее ясным типам паремий он относит пословицы [6, с. 239]. В пословицах и поговорках народа проявляются его мудрость и дух, что способствует лучшему пониманию образа мысли и характера народа, в паремиях «отражены все категории и установки ... жизненной философии народа - носителя языка» [152, с. 241], «образ жизни, и географическое положение, и история, и традиции» [154, с. 101]. Специфика данного пласта лексики состоит в национальной специ­ фике культуры саамского народа, возникшего и развивавшегося в услови­ ях, продиктованных особенностями жизни и быта оленеводов, сложным и противоречивым характером религиозных форм общественного сознания, влиянием культур географических соседей. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz