Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
скую обувь (каньгу) с длинной оборой (обмотка для ног, вид портянки), в которую потом и попадется чахкли. Ряд сказок посвящен нечистому: «Как саам дьявола из беды выру чил», «Саам и нечистый», «Как человек и черт охотились», «Про сатану», «Чертенок» и др. В современных Н.Н. Харузину верованиях саамов учёный отмечает, что чёрта как такового нет вовсе, а существуют черти, различные по свое му могуществу и деятельности. «В чертей превратились в настоящее время почти все духи древних лопарей, и соответственно этому, смотря какой дух превратился в чёрта или цорта, как говорят русские лопари, - он то живёт одинок и нелюдим в лесу, то населяет воду, то служит колдуну и т.д., представителем же злого начала он никогда не является. Чёрт - Пер- кель - как представитель злого начала, противоположность Богу, встречал ся у скандинавских лопарей в отдалённое время» [172, с. 194]. По пред ставлениям древних саамов, чёрт посылает людям сны, в которых предо стерегает от несчастий или предсказывает будущее. Этот чёрт представля ется их воображению «чёрным, долгохвостым, рогатым». Чёрт (дьявол) участвует в том, что человек становится нойдой, проведя того через испы тания болезнями трижды. Во время болезней идёт обучение искусству колдовства [172, с. 208]. Жители подземного царства появляются в жизни людей, мешают им, причиняют зло. Таким образом, в фольклоре саамов запечатлены верования саамов, их представления о трехчастном устройстве Вселенной. Каждому уровню Вселенной соответствовали свои герои и сюжеты. «Кочевники-оленеводы брали темы для сказок из обыденной жизни, из всего того, что их окружа ло. Словом, в сказках выражали все то, что волновало или радовало, печа лило или возмущало, что оставляло след в воображении. <...> Из обыден ной жизни брали также наиболее значительные события, взволновавшие весь погост» [59, с. 8-9]. Исследователи саамского фольклора отметили ряд особенностей са амских сказок (подразумеваются все жанры саамского фольклора, кроме «малых»), которые можно свести к следующим: 1. Для лопарской сказки характерно то, что она всегда привязана к кон кретной местности: «Чуть потаинственнее варака, чуть покрасивее остро вок посреди леса, чуть пограндиознее водопад - лопарь непременно сдела ет их ареною какой-нибудь стародавней были» [116, с. 6]. Это такие сказ 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz