Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
черт; Аццы - женщина-паук или женщина-жаба; роавк - живой мертвец, упырь и др. По представлениям саамов, подземное царство - страна матери- смерти Ябме-акка-абимо. Под землей помещается ад, в котором мучают грешников, иногда, однако, лопари выделяют отдельную подземную стра ну, куда ездят их колдуны, как и древние шаманы их ездили в подземную страну [172, с. 156-157]. Мучения в аду, по представлениям лопарей, свя заны с комарами, которые «в нос, в рот, в уши, в глаза набиваются» так, что человек не может дышать и погибает [106, с. 294]. «У нас, брат, комар - птица сильная. Как туча стоит в горах, а в этой туче версты три. Войди- ка, попробуй. Случалось и так, что комаров туча ест, да гонит человека, ну и бежит он от нее пока силы есть, а потом упадет - так и заедят до смерти. Страшная мука, поди и на том свете такой не бывать?» [106, с. 294] (Сказ ка «Путешествие в ад»). По представлениям саамов, в нижнем, потустороннем мире, жили души умерших и духи-покровители. Восточные саамы называли его Туот- илмби, т.е. «другой мир», западные - Ямиэаймуо, Ябмеаймо. Этот мир находился под землёй, хотя есть записи, сделанные у восточных саамов, что мир мёртвых, напротив, на небе, среди звёзд, а люди, погибшие насильственной смертью, уходили в северное сияние, которое и возникло из крови этих жертв [80, с. 119]. Потусторонний мир был устроен так: под землей находилась страна мертвых - Ябме-акко-абимо, в которой жила злая Ябме-акка - мать смерти. В это страну мёртвых души умерших про вожал Сайво-гуэлла. Там мёртвых снабжали новыми телами вместо тех, которые остались тлеть в гробах. Души добрых людей получали там в высшей степени все удовольствия, весь почёт, которыми они наслаждались при жизни на земле. Глубже, чем Ябме-акка, жил Рота - злой бог, власте лин ада (Яммье-выгкэй [25, с. 276]), который назывался по его имени. В ад прогонялись из Ябме-акко-абимо души злых людей, и в Рота-абимо их ждали мучения, все болезни шли оттуда [172, с. 156]. Таким образом, под землей находилось две страны мертвых: в Ябме- акко-абимо души, обновленные новыми телами, блаженствуют, а в Рота- абимо души злых людей мучаются. Христианство не заменило собой пол ностью представление о загробном мире, а лишь примирило с дедовскими верованиями, в результате чего появилось мнение, что души умерших сна чала попадают в Ябме-аймо, где проживают определенный срок, а потом их переселяют в Радиен-аймо, т.е. рай, принадлежащий собственно Богу. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz