Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
не выделяются из окружающей среды. Они умеют колдовать так же хоро шо, как умеют стрелять, ловить рыбу или изготовлять прочную кережу1. Колдовство было обычным делом и никого не удивляло, поскольку кол довству мог научиться любой, «если его по дружбе научат или хитростью выведает приемы» [41, с. 72-73]. Средний мир населяли люди, поэтому героические и исторические сказания саамов о нашествии врагов относятся к этой группе фольклорных текстов. Они есть во всех сборниках саамских сказок. В древности саамы вели кочевой образ жизни, жили разрозненно, небольшими погостами2 на большой территории Кольского края, богатства которого не давали покоя соседним народам. Долгое время (с IX века) са амы были двоеданниками, т.е. платили дань новгородским и норвежским сборщикам налогов. Враги откровенно грабили саамов, разоряли их пого сты, убивали саамских мужчин, уводили в плен женщин. Саамам приходи лось покидать селения, уходить в глушь, прятаться в землянках. Эту эпоху саамы называли «подземной войной» и разделяли этот период на три «нагона»: «первый - столкновения с норманнами, первый крестовый поход 1157; второй - 1240-1326 гг., время шведских войн с Новгородом, кресто вые походы, «Ледовое побоище», поход Александра Невского в Поморье и далее на север, заключение Ореховецкого договора», третий «нагон» - «московский период, крещение саамов в 1526 г., походы и набеги отрядов датского короля и царских сборщиков дани» [183, с. 8-9]. Сохранились са амские саги о каждом «нагоне»: сказ о старце Няле относится к первому нагону, ко второму - сага о Лаурикадже, к третьему - сага «Красивая Ка трин». Своих врагов саамы называли шведами, немцами, финнами, панами или шишами, чудью. Обычно в сказаниях нашествия чуди связаны с вы думкой, колдовством, поэтому и ее побеждают саамы с помощью колдов ства [59, с. 8]. В.И. Немировичу-Данченко удалось записать объяснение саамов, кто такая чудь: «В наших сказках рассказывают как приходила чудь разорять нас, как швед бывал. Чудь приходила больше по ночам, нападала на спящих. Чудь эта убивала и женщин; погосты жгла и разоряла. Лопари бегали от нее в сюземки. В наших сказках не слыхать, чтоб были богатыри, которые смели противиться чуди. Большею частью, чудь напа дала на крайние погосты в Нот-озере и других местах по заходе солнца. 'Кережа- саамские санки ввиде лодки. Погост- поселение саамов. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz