Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

не выделяются из окружающей среды. Они умеют колдовать так же хоро­ шо, как умеют стрелять, ловить рыбу или изготовлять прочную кережу1. Колдовство было обычным делом и никого не удивляло, поскольку кол­ довству мог научиться любой, «если его по дружбе научат или хитростью выведает приемы» [41, с. 72-73]. Средний мир населяли люди, поэтому героические и исторические сказания саамов о нашествии врагов относятся к этой группе фольклорных текстов. Они есть во всех сборниках саамских сказок. В древности саамы вели кочевой образ жизни, жили разрозненно, небольшими погостами2 на большой территории Кольского края, богатства которого не давали покоя соседним народам. Долгое время (с IX века) са­ амы были двоеданниками, т.е. платили дань новгородским и норвежским сборщикам налогов. Враги откровенно грабили саамов, разоряли их пого­ сты, убивали саамских мужчин, уводили в плен женщин. Саамам приходи­ лось покидать селения, уходить в глушь, прятаться в землянках. Эту эпоху саамы называли «подземной войной» и разделяли этот период на три «нагона»: «первый - столкновения с норманнами, первый крестовый поход 1157; второй - 1240-1326 гг., время шведских войн с Новгородом, кресто­ вые походы, «Ледовое побоище», поход Александра Невского в Поморье и далее на север, заключение Ореховецкого договора», третий «нагон» - «московский период, крещение саамов в 1526 г., походы и набеги отрядов датского короля и царских сборщиков дани» [183, с. 8-9]. Сохранились са­ амские саги о каждом «нагоне»: сказ о старце Няле относится к первому нагону, ко второму - сага о Лаурикадже, к третьему - сага «Красивая Ка­ трин». Своих врагов саамы называли шведами, немцами, финнами, панами или шишами, чудью. Обычно в сказаниях нашествия чуди связаны с вы­ думкой, колдовством, поэтому и ее побеждают саамы с помощью колдов­ ства [59, с. 8]. В.И. Немировичу-Данченко удалось записать объяснение саамов, кто такая чудь: «В наших сказках рассказывают как приходила чудь разорять нас, как швед бывал. Чудь приходила больше по ночам, нападала на спящих. Чудь эта убивала и женщин; погосты жгла и разоряла. Лопари бегали от нее в сюземки. В наших сказках не слыхать, чтоб были богатыри, которые смели противиться чуди. Большею частью, чудь напа­ дала на крайние погосты в Нот-озере и других местах по заходе солнца. 'Кережа- саамские санки ввиде лодки. Погост- поселение саамов. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz