Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Нойд совмещал в себе сразу несколько функций: жреца, знахаря, колдуна, ворожея [25, с. 335]. Саамские шаманы (нойды) «были известны как повелители погоды, властители бурь, врачеватели больных, а особенно славились как хорошие предсказатели судьбы» [181, с. 14]. В 1584 году Иван Грозный призывает лопарских колдунов для объяснения появившей­ ся в то время кометы. После убийства Лжедмитрия I стали ходить слухи, что земля не принимает его тела, и некоторые утверждали, что Гришка - колдун, выучившийся этому искусству у Лаппонцев: «когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя» [172, с. 212]. Даже в столь далёкой от Ла­ пландии стране, как Англия, вошло в пословицу выражение «лопарские колдуньи» [172, с. 224]. «Нойдой, однако, мог сделаться не всякий, неко­ торые уже имели от предков дар сделаться им». Колдовству можно и научится от настоящего нойды, но это с разрешения старейших нойдов. У Н.Н. Харузина есть рассказ о посвящении нового нойды [172, с. 217]. Искусными колдунами, шаманами были не только мужчины, но и женщины [196; 41, с. 55]. Существовала вера в то, что нойды могут отре­ зать куски земли и переплывать на них с места на место [172, с. 227]. У колдунов, нойдов, лопарских кудесников и пророков, были служебные духи, жившие в стране усопших; у каждого чародея их было по три: дух в виде птицы, в виде рыбы и в виде оленя-самца. Эти духи служили нойдам для чародейства; при их помощи нойды могли спускаться в страну мерт­ вых и приводить оттуда умерших на землю, могли обращать людей в кам­ ни, в животных, могли исцелять от всяких болезней, могли даже создавать, с помощью пособных духов, новые острова; так создались, по мнению ло­ парей, Айновы острова в Ледовитом океане [57, с. 63]. Верование, что умершие колдуны превращались в священные камни, становились сейда- ми, было общераспространенным у Лопарей; тогда как, по признанию са­ мого г. Харузина, «мы не встречаем преданий, свидетельствующих о происхождении сейдов из могильных памятников» [147, с. 24]. Верова­ ния в происхождение сейдов вследствие окаменения нойдов Визе объясня­ ет анимистическим мировоззрением коренного народа [39, с. 458-459]. На Кольском полуострове в каждом селении было 5-7 человек обоего пола, которые «умели колдовать», так же как умеют хорошо стрелять, ло­ вить рыбу или изготавливать прочную керёжу. Саамские колдуны, по дан­ ным фольклора, обычные люди, живущие теми же интересами, что и остальные. Они не молятся, не кланяются каким-либо существам или ду­ хам, не изнуряют себя постом, имеют жен и детей, - словом, внешне ничем 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz