Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Нойд совмещал в себе сразу несколько функций: жреца, знахаря, колдуна, ворожея [25, с. 335]. Саамские шаманы (нойды) «были известны как повелители погоды, властители бурь, врачеватели больных, а особенно славились как хорошие предсказатели судьбы» [181, с. 14]. В 1584 году Иван Грозный призывает лопарских колдунов для объяснения появившей ся в то время кометы. После убийства Лжедмитрия I стали ходить слухи, что земля не принимает его тела, и некоторые утверждали, что Гришка - колдун, выучившийся этому искусству у Лаппонцев: «когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя» [172, с. 212]. Даже в столь далёкой от Ла пландии стране, как Англия, вошло в пословицу выражение «лопарские колдуньи» [172, с. 224]. «Нойдой, однако, мог сделаться не всякий, неко торые уже имели от предков дар сделаться им». Колдовству можно и научится от настоящего нойды, но это с разрешения старейших нойдов. У Н.Н. Харузина есть рассказ о посвящении нового нойды [172, с. 217]. Искусными колдунами, шаманами были не только мужчины, но и женщины [196; 41, с. 55]. Существовала вера в то, что нойды могут отре зать куски земли и переплывать на них с места на место [172, с. 227]. У колдунов, нойдов, лопарских кудесников и пророков, были служебные духи, жившие в стране усопших; у каждого чародея их было по три: дух в виде птицы, в виде рыбы и в виде оленя-самца. Эти духи служили нойдам для чародейства; при их помощи нойды могли спускаться в страну мерт вых и приводить оттуда умерших на землю, могли обращать людей в кам ни, в животных, могли исцелять от всяких болезней, могли даже создавать, с помощью пособных духов, новые острова; так создались, по мнению ло парей, Айновы острова в Ледовитом океане [57, с. 63]. Верование, что умершие колдуны превращались в священные камни, становились сейда- ми, было общераспространенным у Лопарей; тогда как, по признанию са мого г. Харузина, «мы не встречаем преданий, свидетельствующих о происхождении сейдов из могильных памятников» [147, с. 24]. Верова ния в происхождение сейдов вследствие окаменения нойдов Визе объясня ет анимистическим мировоззрением коренного народа [39, с. 458-459]. На Кольском полуострове в каждом селении было 5-7 человек обоего пола, которые «умели колдовать», так же как умеют хорошо стрелять, ло вить рыбу или изготавливать прочную керёжу. Саамские колдуны, по дан ным фольклора, обычные люди, живущие теми же интересами, что и остальные. Они не молятся, не кланяются каким-либо существам или ду хам, не изнуряют себя постом, имеют жен и детей, - словом, внешне ничем 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz