Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

тал и священный камень, в который покойник превратился - сейд или сай- во. Камни были разсеяны всюду, так как у лопарей не было определенных кладбищ или курганов для погребения. Около этих камней приносились жертвы в честь усопшего. Лопари, промышлявшие рыбной ловлей, мазали сейдов рыбьим жиром, испрашивая себе у сейда счастливой ловли. Охот­ ники приносили в жертву сейдам оленя. Если сейд стоял высоко на горе, достаточно было бросить в его сторону простой камень, обмазанный жерт­ венной кровью. Если сейда не кормить, он умрет, он потеряет власть при­ носить людям добро или зло и не будет в состоянии помогать своим соро­ дичам и причинять вред их врагам. Лопарь поклонялся и первому встреч­ ному камню, в котором ему мерещился чужой сейд. Самый могуществен­ ный из сейдов был Стурро-Пасе - Сторьюнкаре; это был сейд из сейдов, и ему посвящался не какой-нибудь отдельный камень, но многие камни» [57, с. 62]. Сейды как покровители промыслов представляют собой обычные камни или сложенные из камней пирамиды. Сейды могли быть предметом семейного или родового культа, а иногда и культа целого селения. Культ священных камней был распространён почти по всей тундровой зоне Евра­ зии. Он отмечен у ненцев, нганасан, эвенков, северных якутов-оленеводов, юкагиров, коряков, чукчей, камчадалов [179, с. 265]. Считалось, что сейды могут перелетать с места на место, поэтому их ещё называли «летучие камни» [25, с. 312]. По убеждениям саамов, «всё на свете живёт», в каждой вещи есть живое: в воде - водяной, в реке, в каж­ дом дереве, в лесу - свой хозяин; так и в камне есть живое: недаром и кам­ ни летают [179, с. 37]. Сейда саамы представляли как существо невидимое, но имеющее не­ объяснимую способность превращаться в живое существо, например, пти­ цу, зверя, рыбу и прочее. Он живёт, по их мнению, жизнью лопаря-саама: водит оленей, держит собак, строит вежи, карбаса, керёжи и т.д. По ве­ рованиям саамов, сейд вступает в брак, родится и умирает. «Каждый ка­ мень, каждая скала, особенно причудливой формы в виде вежи, шалаша или фигуры человека, могут претендовать в глазах суеверного лопаря на обитание сейтом» [195, с. 23-24]. В сказках Кольского полуострова к сей­ дам обращались за помощью при нападении врагов. Отдельный цикл саамских сказок посвящен саамскому колдуну, ша­ ману - нойду: «Максим и нойда», «Сказка о нойде, проводнике оленей», «Шурнойда», «Легенда», «Айновы острова». 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz