Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Сказки о медведе включены во все сборники саамских сказок, иногда медведь действует под именем Тала, Талушка, он медведь-оборотень, ско­ рее плутоватый, чем страшный, чаще его побеждают, чем он приносит зло. В сказках медведю приписывались качества человека: он мог жениться, иметь оленей. Человек, по поверьям саамов, мог по своему желанию пре­ вратиться в медведя. Д.Н. Островский записал сказку о том, как бедность заставляет саама оборачиваться на зиму в медведя [59, с. 8]. К среднему миру относится сейд - священный камень саамов, кото­ рому посвящено множество сказок в различных сборниках. Культ сейдов был отражением фетишизма в воззрениях саамов. С одной стороны, этот культ связан с поклонением предкам (сейды антропоморфного вида), с другой - сейды рассматриваются как покровители промыслов (охоты, рыболовства). По поверьям саамов, сейдом становился нойд после смерти. С сейдом связан один из распространенных мотивов саамского фольклора - мотив окаменения. Окаменевать могли люди, предметы, животные. Ле­ генды и сказки о сейдах записали В.И. Немирович-Данченко, В.Ю. Визе, В.К. Алымов, О.А. Комарецкая и др., они представлены во всех сборниках саамских сказок. Сейды у Лопарей были разного рода, обыкновенно же, по различию материала, из которого их делали, разделялись на деревянных и каменных. Деревянные сейды, по большей части, состояли из обрубка дерева с кор­ нями, обращенными вверх или вниз. Корни обрезывали так, чтобы они по­ лучали вид человеческой головы; ствол же, представлявший другие части тела, оставался в натуральном виде. Относительно похожести сейдов на людей или животных существовало разное мнение. Каменные сейды были в большем почете, чем деревянные. Одни сейды почитались всей деревней, другие - только отдельными лицами. Место для сейда выбирали в зависи­ мости от места, где проживали: горные лопари - на высоких скалах, рыбо­ ловы - у озер, водопадов, на островах, т.е. вблизи воды. Вокруг сейда ме­ сто было священным, поэтому его называли passe. На одном месте могло стоять несколько сейдов - семья богов [55, с. 30-31 ]. С. Дурылин отмечал: «Вера в сейдов еще до сих пор не исчезла у ло парей. Сейд (или сейде, сейте, сайво) значит по-лопски - священный ка­ мень и покойник , умерший. В старину лопари верили, что покойник пре­ вращается в камень, а камень обращается в духа, хотя в то же время и ка­ мень остается камнем, и покойник - покойником. Почитая покойников, умерших родичей, веря, что они живут, как стихийные духи, лопарь почи­ 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz