Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

в разделе «Мяндаш (Мифы и сказки о диком северном олене)» [130, с. БО­ НД]: «Мяндаш-пырре», «Мяндаш-дева», «Песня о Мяндаше», «Молитва Мяндаша», «Братья-разбойники». Ученый впервые записал миф об олене Мяндаше, долгое время этот миф хранился ими в глубокой тайне, поэтому материал, собранный В. Чарнолуским, позволил пролить свет на дохристи­ анские верования саамов, связанные с диким северным оленем [182]. Большое количество сказок об олене-первопредке и их вариантов содер­ жится в сборнике «Саамские сказки» под ред. Г.М. Керта в разделе «Вол- шебно-тотемные сказки о животных». Еще один цикл составляют сказки о медведе. Н. Харузин отмечал, что культ медведя в его время у русских лопа­ рей не сохранился, «трудно себе даже представить, что когда-нибудь этот культ существовал» [172, с. 198]. Однако на основании того, что культ был распространен среди скандинавских саамов, ученый был уверен, что в древности он существовал, возможно, с некоторыми изменениями, и у русских лопарей. При этом Н. Харузин ссылается на сходство верований скандинавских и русских лопарей, а также на «переживания, очень не­ большие и очень бледные, которые и до сих пор доживают свой век среди лопарей русских» [Там же]. Этнограф говорит о том, что медведь считался священным животным у саамов, в финляндской Лапландии он имел про­ звище «Божья собака», т.к. обладал большим умом, «а силы у него столь­ ко, сколько у двенадцати мужчин». Медведю приписывали сверхъесте­ ственные способности все слышать, что о нем говорят, поэтому его не называли по имени, не говорили о нем что-нибудь дурное, а называли «ласкательными, либо почтительными именами», чаще всего —«дедушка», что говорило об уважительном отношении к животному. Харузин указыва­ ет на сохранившуюся у саамов легенду, в которой медведь единственный из животных помогает Богу перейти через болото, чем заслуживает награ­ ду - «позволение во время самых холодных месяцев зимы наслаждаться спокойным сном». У русских саамов этнограф обнаружил легенду о том, что медведь помогает Солнцу объезжать землю по утрам [130, с. 19; 172, с. 199]. В пользу некогда существовавшего культа медведя у русских са­ амов Харузин приводит сохранившийся в их среде обычай увещевать жи­ вотное, чтобы тот не нападал первым на охотника [172, с. 204]. Роль обере­ га выполняли и когти медведей, которые мужчины носили на поясах [41, с. 77]. Кроме того, изображение медведя присутствует на шаманском бубне. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz