Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
Сюда же относятся сказки и легенды об олене Мяндаше, от которого саамы ведут свое происхождение [181, с. 59]. «Был Мяндаш! Мы все, что живём тут, на нашем Тёплом Наволоке, - все мы кровей его жены - Мяндаш-каб, Матрёны» [181, с. 83]. «Матрена- то, наша прародительница, - она была за Мяндашем замужем!» [179, с. 22]. «Настоящие мяндаши живут на высокой горе, туда, на запад. Там у них высокая вершина, там у них дом стоит. Они живут в нем и видят все, что делается под горой, внизу: кто идет, кто бежит. Все видят, все знают... А мяндашей никто не видит и никто не знает, где их найти. Ему и в глаза- то взглянуть опасно - ослепнешь и в уме помутишься» [179, с. 117]. Легенда о Мяндаше ведет свое происхождение с тех давних времен, когда охота была основным источником существования предков лопарей. В.В. Чарнолуский во время своих поездок к саамам записал несколько ва риантов этой легенды, которую в старину, по-видимому, пели в стихах. В своей книге «Легенда об олене-человеке» он сопоставляет собранные им материалы о Мяндаше с изображениями пермского звериного стиля в Прикамье и обнаруживает между ними определенные черты сходства. По его мнению, это свидетельствует о том, что между населением Кольского полуострова и Прикамья в начале нашей эры существовали какие-то связи [179, с. 265]. Значение и происхождение слова Мяндаш современные саамы за трудняются объяснить. В.В. Чарнолуский дает такое толкование: «Мяндаш» от слова «мьянна» - нежный бархатистый мех, покрывающий молодые ростки оленьих рогов на первом-втором месяце [181, с. 62]. «В пантеоне саамских божеств особое место занимает Мяндаш. Мяндаш всё время меняет свой облик - то он человек (под крышей своего дома), то человек-олень, то олень златорогий, который несётся по небу, да вая земле всякого рода жизненные блага. Этот сложный образ ещё недо статочно изучен. Пожилые саамы с большой неохотой рассказывают непо свящённым связанные с ним легенды» [183, с. 12]. «Среди авторов, писав ших о лопарях, никто не упоминал об этом божестве. Его имя и поклоне ние ему хранилось в глубокой тайне со времён далёкой древности» [182, с. 301]. У В.В. Чарнолуского описана церемония жертвоприношения пер вого дикого оленя Мяндашу [182, с. 304]. В народных легендах о Мяндаше отразились древнейшие тотемисти ческие представления саамов, в частности культ дикого северного оленя. Мяндашу посвящен целый цикл сказок, В. Чарнолуский собрал его 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz