Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

женщина средних лет, румяна и белолица. Одета она в суконное цветное платье - синее, желтое и коричневое (красное - цвета ольховой коры). Вся одежда ее увешана кисточками алого сукна. В руках у нее веретено. Ее дом освещен солнцем, и сама она сидит освещенная солнцем. Вокруг нее и пе­ ред нею олени. Они словно летают вокруг ее веретена. Разиайке имеет по- мощников-пастухов, с которыми и управляет стадами лопарей. Она ведет оленей от пастбища к пастбищу, но только летом. В это время стада при­ надлежат ей, она со своими пастухами охраняет их от зверя и всяких не­ счастий. Поэтому лопари летом избегают сами пасти оленей, чтобы не ид­ ти против воли Разиайке. Считается, что для осеннего сбора оленей лопа­ рями Разиайке втыкает в определенных местах свой чюрвечулт1 для того, чтобы олени собирались вместе и легко их было собирать. Разиайке - бо­ гиня общественного характера, между тем она не ко всем людям одинако­ во благоволит. Иному знающему человеку она является во сне и сама дает ему пастухов своих. Ее пастухи невидимы простым людям, между тем че­ ловек, получивший их, может уйти от стада в полной уверенности, что олени не только будут сохранены в целости, но даже и умножатся. Лопари на лето всецело предоставляют своих оленей на усмотрение Разиайке, так как верят, что она и ее пастухи лучше выпасут животных, чем они сами. Еще одним женским божеством, покровительницей оленей и паст­ бищ, считалась Луот-хозик [41, с. 74; 172, с. 152]. Она посылала оленям богатые оленьим мхом пастбища, оберегала их от диких животных. Облик этого божества зооантропоморфный: «Ходит на ногах, как человек, и лицо человечье, только вся в шерсти, как олень». Луот-хозик охраняла и пасла оленьи стада. Она же посылала охотнику дикого оленя. Луот-хозик живет в тундре среди богатых ягелевых полей [172, с. 152]. Средний мир населяют тотемные животные: это прежде всего олень, ворон, тюлень. Роль именно таких животных не являлась случайной. Са­ амы делились по месту своего проживания на горных, лесных и морских. Это определяло их мировоззрение, объясняло происхождение. Так, лесные саамы вели свой род от лесных животных, горные - от птиц, морские - от морских животных и рыб. Следы этих верований сохранились в сказках «Песцовы дети», «Тюленьи ласты», «Как Талушка сватался», «Медвежья сказка», «Дедушка у внуков», «О диком олене», «Собачий сын», «Собачья сказка», «Про воронов сказка» и др. 'Чюрвечулт- олений рог. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz