Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

ресгудск, Адзегадэ, Тиермес, Тьермес, Айеке или просто Айя (в переводе с саамского «дед, прадед»). Особенно страшен был Бог Грома для колду­ нов [172, с. 146]. По одной из легенд, Бог грома родился от девушки и чер­ та, подругой - его тайно родил в скале черт. В одной и другой легенде Йммель принимает участие в воспитании ребенка-Грома, забирая его к се­ бе. Поэтому, являясь сыном сатаны, Бог грома злой, а как сын Йммеля - добрый. Он преследует нечистую силу и колдунов. В его руках находится власть над жизнью и смертью людей, над их здоровьем и болезнями. Уби­ вает злых и вредных для лопаря духов, бросая в них стрелы-молнии, нака­ зывает нойдов за зло, которое они причиняют оленьему стаду. Живет в воздухе, слышит речи людей и, если они злословят о нем, сразу же наказы­ вает их. Гром, по представлениям саамов некоторых местностей, происхо­ дит из-за того, что Бог грома ходит по тучам. В некоторых местностях ему приписывалась власть над морем, водами и ветрами. Стрелы свои мечет Айеке из лука, который явлется радугой, и радуга поэтому называется «лук деда». Уже в конце XIX века такое представление о Боге грома не сохра­ нилось, во всяком случае, у саамов Нотозерского и Сонгельского погостов [172, с. 147]. Характерным атрибутом громовника является кремень, кото­ рым он высекает огонь - молнии [117, с. 170]. По мнению Н.Н. Харузина, трудно сказать, насколько культ бога- грома исключительно саамский, насколько тут нет посторонней примеси; очень возможно, что на развитие этого культа имела большое влияние ми­ фология скандинавов, с которыми саамы столкнулись в далекие времена, у скандинавов же культ Тора (Бога Грома) был очень развит [172, с. 149]. По саамской легенде, Бога Грома гонится за златорогим оленем. «Великой Тьермес гонит грозовые тучи. Голова его в небо уходит, десять кряжовых сосен —его рост. Зелёный шаст - его волосы, рвут их ветры и никогда не сорвут. В руках его радуга-лук; он молниями бросает стрелы... Тьермес видит добычу и Тьермес смеётся: и громы грохочут, и небо высо­ ко уходит, высоко и падает вниз...» [181, с. 80]. Средний мир, кроме людей, населяли боги и духи земли, воды. Оби­ татели Среднего мира являются действующими лицами в сказках саамов. Это сказки о Разиайке [130, с. 115] - хранительнице оленьих стад, помощнице людей, которая пользовалась у них особым уважением. Рази­ айке живёт в чуме и поёт песни травам, а ягелю даёт рост. В руках она вер­ тит золотое веретенце: в сторону юга завьёт - олени по ветру на север по­ тянутся, на север - олени на юг поворачивают [130, с. 127]. Разиайке - 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz