Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

между собой: Верхний мир - небесный, Средний мир - мир земной и Нижний мир - преисподняя. Верхний мир был населен божествами, покровительствовавшими са­ амам: это главный Бог - Йммель-отец и его дети: Пеййв-Солнце, Чадзь- Вода, Еммнэ-Земля, Алльм-Небо, а также Манн-Луна, дочь Южанна, сын Север, которые дружелюбны к саамам, помогают им в беде. Йммель - высший языческий Бог, который был постепенно заменен представлениями о христианском Боге, и впоследствии под этим именем разумели божество вообще. Новому, христианскому Богу, лопари прида­ вали много языческих черт [172, с. 195]. Йммель признавался лопарями родоначальником всего саамского народа. Он обитал на небе. До сих пор имя этого бога сохранилось в лопарских географических названиях [57, с. 60]. Птичка оляпка, принесшая, по саамским поверьям, Богу травинку, с которой пошла земля, называется йммель лоаннът, что в переводе значит «Божья птичка» [132, с. 91]. Персонифицированный Пеййв-Солнце, в представлениях саамов мужского рода, был особенно почитаем в саамском пантеоне, его изобра­ жение как необходимый атрибут присутствовал на саамском бубне. День в понятиях древних саамов начинался тогда, когда Солнце объезжало небо на медведе или олене и правило порядком в мире. Солнцу и его детям по­ священ древнейший фольклор коренного народа [183, с. 12]. Верхний мир строился по подобию мира людей: у Солнца были до­ чери и сыновья, которые вступали в разнообразные отношения с Луной и ее детьми, небесные божества были тесно связаны с людьми, поэтому мог­ ли спускаться на землю и вступать с ними в отношения. К небесным жите­ лям относился Найнас - Северное Сияние. У В.В. Чарнолуского записаны фольклорные тексты, составлявшие, вероятно, один из древних эпосов саамов. Ученый объединил их в раздел «Найнас (Сказки и легенды о северном сиянии)» [130, с. 17-79], в который включил следующие: «Солнце сватает невесту своему сыну Пейвальке», «Дева», «Остров», «Про Гром сказка», «Никийя (Не есть я)», «Оадзь», «Найнас». Все вместе эти тексты дают представление о том, как мыслили появление и устройство мира древние саамы. О связи небесных героев с людьми говорится в сказках «Дева», «Остров», с нижним миром - в сказке «Оадзь». Аййк - Бог Грома некогда почитался саамами на территории всей Лапландии и имел разные имена: Горагаллес, Горангаллес, Горанорий, Го- 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz