Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

2.4. Мифологическая Вселенная саамов На однотипность дохристианских верований у всех групп саамов указывает Н.Н. Харузин [172, с. 138], Б.И. Кошечкин [80, с. 118-119]. Это касается, прежде всего, представлений предков саамов о трех частях миро­ здания - верхнем, среднем и нижнем мирах. В нижнем жили души умер­ ших и духи-покровители, этот мир не всегда находился под землей, так, у некоторых групп восточных саамов он мог находиться и на небе. В сред­ нем мире жили люди и животные, в верхнем (на небе) - божества. Общим для всех саамов являлось представление о Полярной звезде, которая дер­ жала небо с помощью столба или дерева, вера в существование у человека двух душ: неотъемлемой части живого человека вплоть до его смерти и «свободной», которая могла совершать путешествия в других мирах неза­ висимо от человека. «Свободной душой» обладал, например, шаман. Прав­ да, долгое отсутствие «свободной души» могло привести к смерти [80, с. 118-119]. С принятием и распространением христианства язычество постепен­ но вырождалось, однако саамы еще долгое время оставались «полуязыч- никами», формально соблюдая христианские обряды [172, с. 181; 303]. Как отмечает И.Ф. Ушаков, «в действительности их религиозные верования представляли собой смесь старых, языческих, и новых, христианских, воз­ зрений» [157, с. 114]. О наслоении у саамов новых религиозных традиций на старые пишет в своей диссертации исследователь М.П. Широнина [188]. Обстоятельные данные о божествах, мировоззрении, мифологии восточ­ ных саамов можно получить в работах Б.И. Кошечкина, В.Я. Петрухина [80, с. 120-121; 117, с. 170-173, 188-190]. На эти верования наложились представления саамов об устройстве мира и их месте в нем, что запечатлелось в прозаических фольклорных текстах. Фольклор саамов является «способом структурирования и освоения окружающего мира» [21, с. 128]. Исходя из этого, все прозаические тексты можно сгруппировать по отражению в них одного из уровней Вселенной. Мифологическая Вселенная древних саамов была упорядочена, име­ ла три уровня, которые составляли неделимое целое мира и были связаны 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz